Художественные кисти - выбор и уход. Техника масляной живописи - уход за кистями Как мыть кисти правильно

Как правильно мыть кисти – один из частых вопросов, который возникает у новичков масляной живописи.

Ответ на него они зачастую ищут в Интернете: в статьях, на форумах, соцсетях.

Оценить качество добытой информации бывает очень сложно. Кроме того, эта информация бывает очень противоречива.

В итоге в голове возникает полный сумбур!

Ухоженные художественные кисти – признак профессиональности и серьезного отношения к работе.

На заметку :

Кистей должно быть много. И разных. Кисти изнашиваются, меняют форму, становятся некачественными в процессе эксплуатации и т.д. Поэтому, чем их у вас больше, тем лучше.

В основном, для масла используются плоские кисти. Они бывают с округлым и с прямоугольным кончиком.

Для портретов, фруктов, овощей, цветов удобнее использовать кисти с овальной формой. А для городского пейзажа, строгих геометрических форм удобнее пользоваться прямоугольными кистями. Для прописки мелких деталей, для тонких линий надо иметь круглые кисти: синтетику или колонок №1 и № 2.

Кисти для масляных красок требуют особенно тщательного ухода.

Рассмотрим это подробнее в видео.

Как мыть кисти правильно:

Держите ваши кисточки в чистоте и порядке – это залог вашего успеха в изобразительном искусстве.

Помните, у хорошего мастера всегда должны быть качественные и ухоженные инструменты.

Любой профессиональный художник скажет, что для создания настоящего шедевра очень важно тщательно выбирать не только краски, но и холст, и даже рабочее место с правильным освещением, ну а уж основной инструмент для работы – кисти – выбирать нужно особенно старательно.

Многочисленное разнообразие кистей, которое можно наблюдать на современном рынке, вызвано не только разницей в доступности сырья для производителей и потребительскими возможностями населения, но еще и разнообразием техник и красок, которые каждый человек искусства выбирает по собственному вкусу. Каждый сам для себя решает, какие кисти для акриловых красок лучше, однако, есть и такие кисточки, которые вовсе не подходят для рисования акрилом.


Материал

При выборе кисти для любого вида красок важно, чтобы инструмент хорошо лежал в руке художника, будучи как бы ее продолжением, и в то же время отличался определенной прочностью, что спасет его при длительном или неаккуратном использовании. Для большей долговечности советуют выбирать те кисточки, что оснащены цельной металлической обоймой – у таковой отсутствуют шансы на то, что она со временем разогнется.

Если материал ручки зависит только от удобства самого художника, то материал волосяного пучка критически важен для получения ожидаемого результата. В частности, большинство мастеров в целом отдают предпочтение кистям из натурального волоса, однако, при работе с красками на основе акрила их не используют. Дело в том, что полимерная часть красителя, очень быстро застывая у основания волосяного пучка, в кратчайшие сроки приводит изделие в негодность, из-за чего рисовать им становится невозможно.

Возможным решением проблемы могло бы стать постоянное нахождение волосяного пучка в воде, однако, и такие условия являются разрушительными для натурального волоса.


Большинство специалистов сходится на том, что начинающим художникам, работающим с акрилом , нужны, в первую очередь, синтетические кисти , в частности, нейлоновые. Они намного меньше поддаются вредному влиянию акрила, который, застывая, заставляет отдельные волоски терять эластичность, но и с ними нужно работать аккуратно, в частности, обязательно тщательно мыть после каждого сеанса рисования.

При правильном уходе такой инструмент может послужить своему владельцу достаточно долго, но профессионалами он все же не считается универсальным средством для рисования. Для расширения количества художественных техник, используемых для росписи, чаще всего применяют кисти на основе натуральной щетины.


Почему нейлон?

Хотя в арсенале художника, давно и плодотворно рисующего акрилом, наверняка найдутся кисти и из других материалов, новичкам практически всегда советуют сначала использовать именно нейлон. Есть смысл разобраться в том, почему именно этот материал, а не какой-либо другой:

  • Высокая эластичность и упругость. Следует отметить, что нейлоновые кисти обычно считаются усредненным вариантом между жесткими и мягкими кисточками, поэтому расцениваются как универсальные и такие, что хорошо подходят для любых начинающих художников, а не только для тех, что рисуют акриловыми красками.



  • Благодаря таким свойствам волосяной пучок оставляет четкие и плавные мазки на холсте, при этом материал довольно хорошо выдерживает многократное сгибание и не ломается, что очень уместно в случае, когда его владелец все еще не определился с оптимальной силой нажатия.

Отмечается, что кистями такого типа в принципе рисовать намного проще, хоть они и не оставляют большого пространства для художественного маневра.




  • Высокая устойчивость к воздействию воды . Специфика защиты волосяной части кисточки от вредоносного воздействия быстро застывающего акрила заключается в активном использовании воды, а синтетические материалы, в отличие от натурального волоса, намного лучше переносят постоянное пребывание под водой. Поскольку без регулярного ополаскивания волосяной пучок быстро придет в негодность, способность пребывать в воде длительное время является ключевой для инструментов для работы с акрилом.


  • Легкость обслуживания. Каким бы оптимизированным под использование акрила ни был нейлон, все же и к нему полимерная часть краски пристает, однако, и здесь синтетическая кисточка обладает явным преимуществом, а именно: гладкостью своих щетинок. У натурального волоса щетинки обладают определенной шероховатостью, из-за чего очистить их от кусочков застывшего акрила оказывается довольно сложно. В случае с нейлоном акрил может застывать, но происходит это на поверхности щетинок без надежного сцепления с ними, так что достаточно просто хорошо промыть инструмент, чтобы он снова был пригодным для работы.



Выбор по форме и жесткости

Выбор в пользу нейлона, как материала волосяного пучка еще не означает, что окончательный вердикт вынесен – нужно ведь выбрать хотя бы несколько инструментов для того, чтобы добиваться различных художественных эффектов. Для этого предпочтение отдают кистям разной формы и упругости:

  • Самый универсальный выбор в плане формы – это круглая кисть, но она из-за своей разносторонности не позволяет ни один эффект выполнить максимально качественно.
  • Кисти с плоскими волосяными пучками создают для более удобного закрашивания больших однотонных площадей.



  • На них чем-то похожи и контурные кисти, но у них ширина пучка значительно меньше, поэтому художники часто используют их для прорисовки цветовых переходов.
  • Хитрым инструментом является кисть в форме кошачьего языка – широкая, но с очень заостренным концом, что делает ее одновременно круглой и плоской, но для новичка полноценная работа с ней обычно оказывается слишком сложной задачей.



  • Наконец, линейные кисти отличаются ворсом повышенной длины и применяются, как правило, для написания каллиграфических текстов.
  • Что касается упругости, то и здесь инструменты отличаются, в зависимости от потребностей. Мягкий ворс лучше подходит для аккуратной, тонкой прорисовки контуров и других мелких деталей. Жесткие изделия выбирают чаще для рельефного рисунка, а также для нанесения больших, жирных мазков.


Этот пост для тех, кто только начинает рисовать или только хочет начать. Хорошо ухаживать за своими инструментами нужно и полезно. Цены уже не те, что были при Советском Союзе. Теперь даже самая вшивая вещь стоит кучу денег. Поэтому так важно следить за своим инструментом.

Кисть — это, пожалуй, самый распространенный предмет среди художников. После работы маслом, кисть нужно хорошо вытереть(перед этим можно смочить в скипидаре или другом растворителе, с которым вы работаете), чтобы большая часть краски осталась на тряпке, затем желательно ее промыть под горячей водой с мылом. Так делал я. Это нужно для того, чтобы засохшая краска не превратила обычную кисть в очень твердую кисть. Если это случилось, то нужно воспользоваться растворителем и «размять» кисть.

С кистью для акварели все проще. Хорошо промыть под водой. Можно с мылом. И ни в коем случае не оставлять в стакане. Иначе кисть примет неправильную форму и ее можно выкидывать:) Если не мыть кисть, то грязь и пигмент окажут разрушающее воздействие на волоски кисти. Кисточка будет лезть и станет хуже рисовать.

Также вода размягчает деревянное основание кисти, она начинает шататься, и удовольствия от рисования меньше.

Кстати, хочу сказать пару слов в пользу искусственной щетины для« масляных» кистей. Во первых, искусственные кисти дешевле натуральных, а во вторых, в деле тоже очень неплохи. Сейчас для рисования маслом я использую кисти с искусственной щетиной. У меня их 5. Очень удобно. Каждая кисть отвечает за свою группу цветов. Они мягкие, так как жесткие кисти мне не нравятся в принципе.

| Художественные кисти - выбор и уход

Кисти - главный инструмент художника. В разные времена живописцы пользовались кистями самых разнообразных форм: плоскими и круглыми, большими и маленькими, с острым концом и обрезанными, с длинным волосом и с коротким, торчащими во все стороны, как веник, и отточенными, как игла. Изготавливали кисти из меха различных животных: барсука, куницы, лисицы, суслика, колонка, белки, а также из свиной щетины. Промышленность выпускает плоские и круглые кисти и флейцы - широкие плоские кисти на короткой ручке, в основном беличьи, колонковые, из ушного волоса домашних животных и из свиной щетины.

Щетинные кисти используют для работы масляными красками, но их можно применить в живописи темперными, гуашевыми красками и в оформительском деле.

Беличьи , главным образом круглые, используют в акварели, реже для гуаши и темперы. Если краска густая, эти кисти быстро изнашиваются.

Колонковые - наиболее универсальны. Волос у них тонкий и упругий. Колонковыми кистями пишут и акварелью и, и темперой, и жидко разведёнными масляными красками.

Кисти из ушного волоса пригодны для всех видов живописи. Но масляные краски и в этом случае должны быть сильно разбавлены.

Флейц чаще всего делают из свиной щетины, реже - из ушного волоса и беличьего меха. Флейцем удобно проклеивать и грунтовать холст, покрывать картину лаком, им пользуются также при монументально-оформительской работе.

Величина кисти обозначается номером. Номера плоских кистей и флейцев соответствует их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей - выраженному в миллиметрах диаметру.

Кисти требуют тщательного ухода. После работы масляными красками кисти моют тёплой водой с мылом до тех пор, пока мыльная пена не перестанет окрашиваться. Затем кисть промывают тёплой водой, чтобы мыла совершенно не осталось. Кисти колонковые и из ушного волоса нужно мыть очень осторожно, чтобы не повредить волос, а лучше в уайт-спирте или бензине. Нельзя мыть кисти в ацетоне: от этого посечется волос. Не рекомендуется надолго оставлять кисти в разбавителе, так как может раствориться вещество, связывающее волос, и он выпадет. После акварельных красок кисти отмывают в чистой воде. После гуаши и темперы можно мыть чистой тёплой водой или водой с мылом. Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать, особенно после масляных и темперных красок, ставить кисти в банку волосом вниз, иначе он деформируется. Вымытую в воде кисть не следует стряхивать. Нужно завернуть её в малопроклеенную бумагу, например газетную, тогда она сохраняет свою форму и не пылится.

Всем здравствуйте, дорогие любители творчества!

Какие самые незаменимые инструменты декупажницы? Конечно, это кисти для рисования акриловыми красками, для работы с водными и неводными лаками! Как правило, за ними нужно ухаживать и бережно их хранить!

Наверняка у каждой мастерицы существуют свои приемы и способы содержания их в чистоте, ведь от их состояния существенно зависит процесс декупажа и результат вашего готового изделия.

В одной из статей мы уже говорили о том, какие кисточки необходимы для декупажа . Продолжаем тему и в этой статье вы найдете рекомендации, как правильно ухаживать за ними, чтобы они долго оставались вашими верными помощниками в вашем любимом творчестве.

Перед вами 9 способов, как продлить жизнь нашим верным помощниками.

  • Нельзя использовать ворсистую часть для приготовления, смешивания, растирания краски. Это большая ошибка начинающих декупажниц. Применяйте для этого палочки или очень старые кисти, которые жалко выбрасывать.
  • Во время работы с водными составами всегда держите их в воде, чтобы краска не засохла у металлического основания. Только не оставляйте их надолго в воде, иначе ворс начнет «расходиться» и деревянная ручка трескаться.
  • Никогда не погружайте ее полностью с металлическим основанием в краску, лак или клей. У “обоймы” состав успевает высохнуть, в то время пока вы рисуете или покрываете лаком работу. Следовательно, ее тяжелее будет промывать. Возможно, вы замечали, как плоские кисти после нескольких использовании вдруг становятся пушистыми.
  • После использования тщательно промойте их холодной или теплой, но не горячей водой. Синтетический ворс от горячей воды закручивается, а акрил свертывается и его частички приклеиваются к ворсинкам, после ее бывает очень тяжело отмыть, особенно у его основания. Остатки акрила отмываем, аккуратно раздвигая ворс прочищая пальцами под проточной водой.

  • Если вы поработали с акриловыми красками или другими средствами на водной основе, поводите мокрой кистью по хозяйственному мылу, и затем хорошо промойте теплой водой. Иногда мыло можно заменить стиральным порошком. Время от времени я полощу кисти в кондиционере для белья. После таких водных процедур они становятся чистыми и мягкими.

  • Если вдруг получилось так, что вы забыли убрать инструмент в воду после использования и состав успел высохнуть, не откладывайте чистку на следующий день и не пытайтесь счистить её в сухом виде, насильно разрывая и повреждая ворс. Воспользуйтесь растворителем акриловых красок или на крайний случай средством Domestos. Окуните кисть это средство, дайте ей полежать 10-15 мин и затем старой зубной щеткой счистите засохшие частички краски или лака. Важно, чтобы уровень жидкости с растворителем не доходил до места крепления, иначе клей, который скрепляет пучок с ворсом раствориться и ворсинки начнут опадать.

  • Чтобы очистить инструмент после работы с водонерастворимыми материалами (алкидный, шеллачный лак), используйте специальные растворители или любое растительное масло. Например, очистить кисть после применения шеллачного лака, поможет спирт. А хорошо очистит инструмент от алкидного состава уайт-спирит. Прополощите ворс в масле, обезжирьте (средством для мытья посуды) и протрите салфеткой. Затем нанесите на чистую салфетку немного масла и вновь тщательно протрите ворс.
  • Храните свои инструменты в горизонтальном или вертикальном положении ворсом верх.
  • Рекомендую использовать для каждого состава отдельную кисточку. Например, для работы с водным лаком одна, более новая, а для работы с красками другая. Для грунта тоже лучше определить отдельный инструмент. Как правило, кисть, которая изначально служила для финишной лакировки, изнашивая, переходит для работы с грунтом.

Чтобы ваши верные помощники дольше служили вам, обращайтесь с ними бережно, любите их и всегда держите в чистоте.

А как вы ухаживаете за своими инструментами? Поделитесь своими секретами, будем рады вашим комментариям. Творчества, вдохновения и воплощения ваших мыслей. Пока, пока.