Где и когда появился веер? Для всех и обо всем Как называется китайский веер


Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая . Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. С VI-VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы и появились первые истинно , не похожие на своих материковых предков.

Истоки японских вееров в театре Кабуки

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепенно японские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.

Японские веера в мире

Дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.

Становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.

Эпоха барокко - искусство церемоний

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии , из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент .

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны - шёлк , кожа , пергамент , плотная бумага . Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой .

Рококо - флирт и лёгкость бытия

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII-XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» . А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты - теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).

Расписывать веера было почётно - этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше .

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри » (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая .

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера , который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

Век XIX - страусовый «бум»

В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй , веер начали использовать и как якобы средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Японские военные веера

Веер - красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями боевой веер является ценным видом оружия в боевых искусствах Японии, Кореи и Китая. Боевой веер, в целом, использовался двумя путями, как сигнальное приспособление (гумбай (яп. 軍配 ) ) и непосредственно в качестве оружия (тэссэн (яп. 鉄扇 ) ), которым можно как наносить удары, так и отражать дротики и даже стрелы. Также в качестве оружия его использовали куноити . Такие веера, как правило, изготавливались из прочных материалов, таких как дерево и железо, и были намного тяжелее светских аналогов.

Виды и конструкции вееров

В целом веера можно разделить на два вида: складные и нет. В японском языке даже существуют термины оги (складной веер) и утива (цельный веер). Каждый из этих видов можно также разделить на подвиды в зависимости от конструкции. Впрочем, если речь идёт о боевом веере , то имеет место иная классификация, по применению веера.

Складные веера

Складной веер, также называемый плие фр. plié , состоит из нескольких палочек, называемых пластины (крайние, утолщённые пластины называют гарды ), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой - штивом . Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. В зависимости от того, как сделан экран веер, различают веера с мягким экраном, то есть с экраном, изготовленным из бумаги или материи, и веера с жёстким экраном, то есть такие веера, где широкие пластины сами и представляют собой экран. Такие веера называют бризе (фр. brisé ) .

Жёсткие (круглые) веера

Жёсткие или круглые веера, как правило, называют утива , от японского слова, обозначающего такой тип веера. Веер утива , как правило, состоит из твёрдой ручки и множества (40-80) бамбуковых прутьев, покрытых с обеих сторон бумагой, составляющей экран веера, форма которого может, впрочем, и отличаться от круга. Такие веера можно разделить на те, что имеют раму из утолщённых прутьев по периметру экрана, и те, что не имеют таковой.

Огненные веера

Конструкция, называемая веерами, также используется в фаер-шоу . Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц, присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями, изготовленными из кевлара и расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также жонглировании .

Веер как инструмент нагнетания воздуха в зону горения

Веер является эффективным

Из истории веера January 18th, 2012

Действительно, история веера не так проста,как может показаться, поэтому, думаю, что мой пост будет интересен не только дамам, но так же и представителям сильной половины человечества, тем более, что в моем рассказе речь пойдет и о восточных боевых искусствах.

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос. Мало того что тумаков надавал, так еще и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость.

В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею. По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.

Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения лица, был известен на Востоке еще с глубокой древности. Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Вот еще одна красивая китайская легенда, по которой первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить ее, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайская традиция так же приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. - 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств - «Чжаньго» (475 гг. - 221 гг. до н. э.). Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца. Причем в Китае он не является исключительно женским атрибутом. Им пользовались и пользуются все - мужчины и женщины, император и придворные, чиновники и простолюдины. : императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе - готовить пищу, варить соль. Искусство вееров в Китае непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Другое применение вееру придумали китайские монахи, превратив его в предмет боевого искусства. За счет усиления железными пластинами они получили оружие, которое могло сбить человека, нанести ему серьезную травму.
Китайцы утверждают, что веер - их изобретение. Для них он является воплощением единства мужского и женского начал - инь и ян. Японцы же настаивают, что веер придумали именно они, причём чуть ли не на все случаи жизни: для дворцовых приёмов, для войны, для танцев и, естественно, для чайной церемонии. Кстати, у китайцев число пластинок веера всегда чётное, а у японцев - нечётное.


Веера самых разнообразных форм и размеров, изготовленные из любых мыслимых материалов, широко использовались представителями всех классов и сословий феодальной Японии. Цели были столь же различны: веер употребляли для просеивания риса, пшеницы и других сельскохозяйственных культур. Он был в ходу в качестве неотъемлемого элемента театральных представлений, танцевальных и поэтических мероприятий, спортивных соревнований (как, например, судейство борьбы сумо). Не реже встречался веер в общественных (ритуальные приветствия), деловых и торговых отношениях (в сфере рекламы). Видимо, поэтому самураи, не желая расставаться даже на поле боя с любимой и столь привычной вещью, превратили веер в потенциальное оружие, причем, весьма эфективное, но об этом чуть ниже, а пока немного из истории.
Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. В японский иероглиф "oги" - "веер" входит составляющей частью другой иероглиф, означающий "крыло".Что бы узнать о происхождения оги, обратимся к японской легенде, которая повествует и о мастере который изобрел складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши.

Самым наилучшим презентом в Японии полагается веер. Складной веер именуют оги, а веер округлой формы - утива.

К периоду Хэйан (794 - 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки - их было, как правило, 45, 64 или 80 - создавали основу, к которой крепилась японская бумага - васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами.

Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.

В конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные.
Военный класс древней Японии к тому времени уже знал и использовал боевой веер ставший известным как гумбаи.

Веер также мог использоваться для вызова противника на поединок.Гумбаи находит свое применение и сегодня в руках рефери (гьоджи), судящих поединки борцов сумо.
Когда поединок оканчивается поражением одного из борцов, гёдзи - рефери - протягивает специальный веер — гумбай — в восточную или западную сторону, указывая на место, с которого принимал бой победитель.

Возможно, менее впечатляющим, чем гумбаи, однако значительно более смертоносным был складной веер, ставший боевым (гунсен или тесен), который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Эти веера, обычно имевшие от восьми до десяти железных ребер, были удобным оружием для атаки и обороны.

Под покровительством многих кланов по всей стране возникали школы, в которых разрабатывались, проверялись на практике и постоянно улучшались различные стили ведения боя с помощью гунсен или тессен. Заслуженной славой мастеров боевого веера пользовались инструкторы, преподававшие владение мечом из школы Ягю.

В посвященной боевым искусствам литературе содержится «несколько упоминаний о победах, одержанных “боевым веером” против меча, а также множество примеров его смертоносных возможностей как метательного орудия»., искусство боевого веера стало настолько сложным и многосторонним (особенно среди самураев высших рангов), что убежденные в своем превосходстве бойцы не удосуживались применять в поединках меч и защищались лишь таким веером. Знаменитый мастер конца XVI столетия, Ганн-рю, вышел без единой царапины из схватки с десятью противниками, которых одолел одним лишь железным веером. Этот факт зафиксирован в хрониках, и с тех пор постоянно служил самураям примером для подражания.

Благодаря более чем широкому распространению вееров, искусство использования их в бою стало популярным среди представителей всех классов Японии феодальной эпохи. Этому косвенно способствовали указы Эдо (XVIII в.), по которым запрещалось носить мечи. В ответ люди вооружались окованными железом посохами и большими, тяжелыми железными веерами. Их веера показали себя настолько опасным оружием, что позже были также запрещены.

Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая - ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Мог сбивать летящие мишени, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай,дословно: "веер полководца", или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.

Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство -тэссен-дзюцу

И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гумбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсустали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.
Огромные шелковые веера на сто пятидесяти сантиметровых шестах, называвшиеся «ума-ши-руши» («лошадиный вымпел». Эти громадные веера украшались огромными пучками конского волоса или растительных волокон самых ярких раскрасок. Сёгуны клана Токугава использовали веера в качестве боевых знамен, которые несли следом за ними, как знаки их присутствия на поле битвы. Такие веерные знамена делались из двух половин, по девять слоев бумаги в каждой, склеенных между собой, обтянутых шелком и покрытых яркой позолотой. Они надевались на шест,ок. 457 см. в длину и таким образом, что на ветру знамя вращалось вокруг своей оси.

Веер столетиями является ценным видом оружия в боевых корейских искусствах.В древней Корее веер был оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.Сегодня веер ранней Кореи изучают, как традиционное оружие такие системы, как хапки-до и кук суль вон (родственный хапки-до стиль, переводится, как "национальное искусство"). Здесь техника веера изучается так же, как при древнем королевском дворе. Как говорят корейские мастера, техника работы с веером является не только эффективной при самозащите, но представляет собой наследие культурного уровня и высокого боевого искусства древней Кореи.
В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение ян и инь, и не иметь его в доме было просто немыслимо.

Мастера фен-шуй и сейчас считают веер символом творения и активно используют его в своей работе, ведь фен-шуй переводится как «быть на лесной поляне, овеваемой свежим ветром». А что, как не веер, создаст нам эту самую розу ветров и ощущение свежести? Не случайно специалисты фен-шуй уверены, что с этим аксессуаром человек всегда будет чувствовать себя комфортно, где бы он не находился. А если вам нужна дополнительная энергия, поддержка, свежие силы, уверенность, когда вы работаете, повесьте веер у себя за спиной, он должен быть расправлен, смотреть вверх и отходить от стены под углом порядка 40-50 градусов.

Веер - это мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружения в благоприятное. С веером связано много китайских легенд. Придворные императора редко расставались со своим веером, который, согласно поверью, оттгонял сплетни от их владельцев. На протяжении всей истории Китая веер использовальзовался в качестве символической защиты от завистливых коллег и недоброжелателей.
И в наше время веер продолжают использовать в качестве талисмана в домах, обитатели которых переживают полосу особого невезения.
Если вам и вашим близким постоянно не везет или если вы подвержены частым болезням, изменить ситуацию к лучшему можно при помощи веера, помещенного на стену вашего дома. Через пару недель как вы повесите веер общая ситуация начнет улучшаться и везение будет снова к вам возращаться
В фен-шуй веер - традиционный предмет, действие веера обусловено изображением на его лицевой стороне, разумеется на веере всегда изображаются какие-либо благоприятные в фен-шуй символы
Вообще веер должен быть у каждой женщины. На Востоке советуют - если вам плохо, если вы больны, если вы не можете решить какую-то проблему, возьмите веер и неспешно им обмахивайтесь - он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам, берите и пользуйтесь.

В Индии вместе с опахалом и зонтиком веер был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ("Магабгарата" и "Рамаяна"). По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист.
Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою.

На Дальнем Востоке нескладывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися - только мужчины.

Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая.В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».
В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии веер — эмблема счастья и небесного покоя.Клеопатра любила нежиться на берегу Нила охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. В те времена веер, вернее его прототип — опахало, изготавливали из пальмовых или лотосовых листьев, а позднее — из павлиньих и страусовых перьев.

Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на веере надписи. Веер в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где В. из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил В. французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

Позднее почитателями вееров стали греки и римляне, заимствовавшие изящное изобретение у этрусков. В Древней Греции и Риме, на Крите использовали восточные опахала из листьев или перьев павлина на деревянной или костяной основе. Большими опахалами на ручке — «флабеллумами» — в Древнем Риме молодые невольники — «флабелеферы» — грациозно и деликатно обмахивали своих хозяек.

Римские франты, в свою очередь, пользовались маленькими веерами под названием «табелае». Веер даже поднялся до вершины Олимпа и вошел в мифологию, став атрибутом богини любви и красоты Афродиты.

Через финикиян и фригийцев веер перешел из Ассирии к грекам, у которых первые веера делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение вееру из перьев павлина (носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (которая сейчас хранится в Лувре). От этрусков веер под именем флабеллума переходит к римлянам
На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род веера — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев.

Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи изготовляли веер и есть сказание, которое гласит, что даже св. Иероним делал веер в пустыне. Позже веер стали употреблять в церковных обрядах. В так называемых "Апостолических конституциях" говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два веера из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения.

Так же в Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды - опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение).

Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу.

После заката Римской империи веер исчезает из обихода, чтобы вернуться только в XVI веке, в котором открылась новая эпоха в истории этого аристократического атрибута.

В конце XV - начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию - около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом - во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Веер был в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где веер из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение: известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера, украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.Католическая церковь же видела в веере вообще дьявольский умысел - она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.

В XVI стлетии веер изготавливают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла.
Вскоре в Испанию и Португалию веера стали привозиться из Китая.

Итальянские веера круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Екатерина Медичи имела великолепную коллекцию вееров, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров».
Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками.

А в Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до н. э. написала стихотворение на своем роскошном веере, положив, таким образом, начало моде на расписные веера, охватившей Европу в XVIII в.

Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название - «скелетики», или веера в стиле«бризе»

Украшения становятся все более фантастическими, на веерах писали художественные миниатюры, превращая их в настоящее произведение искусства. Стоимость некоторых вееров была баснословной, и иногда обладательницы помещали их в качестве залога в банк по примеру герцогини Мантуанской. При изготовлении вееров все больше используются драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

Интересно, что иногда в ручке веера искусно умещался тайник для записок или яда. В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде - обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим.

Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художникам. Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII в. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за легким крылом которого скрывались томные и подчас нескромные взгляды. Веер стал средством общения, с помощью которого можно было поощрить или отвергнуть пылкого поклонника, назначить свидание или выразить свои чувства. Особенное распространение язык веера получил в католической Испании, стране свободных мах.

В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы, что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции. Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков,
Веер был и стражем, и посредником в отношениях женщины и мужчины. В XVII веке возник даже особый «язык веера», который позволял даме высказать своему кавалеру всё, что она о нём думает, не прибегая к письмам, которые могли бы её уличить. «Да» - веер прикладывали к правой щеке, «нет» - к левой. «Я жду ответа» - удар сложенным веером по ладони левой руки. Веер, поданный кавалеру верхним концом, дарил ему надежду на взаимность. А если красавица отвергала ухаживания, то подавала его нижним. Можно было даже назначить час свидания - время определялось количеством открытых пластин.
Если веер резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!».
Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».
Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.
Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят...».
Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело».
Если развертывали одну створку — предлагали братскую, чистую дружбу; если две — влюбленную дружбу.
Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»;
полностью раскрытый веер — назначить свидание в доме кавалера;
раскрыть и резко сложить — свидание у дамы. «Когда?» — «В три часа в четверг», — отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.
В Испании прежде всего большое значение имел цвет веера, например, белый был предпочтителен для невинной девушки; черный рекомендовался только при трауре; черный кружевной полупрозрачный для скрытого кокетства; красный в черном для смелого уличного костюма, для корриды и т. д.

Манера носить, держать, использовать веер со временем приобрела глубокий смысл. Закрывающийся веер обозначал сомнение; закрытый — отрицание; раскрытый менее чем на четверть — скромность, неуверенность; раскрывающийся — одобрение, а полностью открытый — всеобъемлющую, безоговорочную любовь. Резкие быстрые взмахи веера, как правило, означали волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони — ожидание; похлопывание по ноге сбоку — «следуйте за мной»; спереди — «я готова следовать за вами». Прикрытый веером подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой мог означать кокетство; замедленные помахивания раскрытым веером — поощрение, «я готова, жду»; раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы — благодарность; полураскрытый, опущенный вниз веер — невозможность; сложенный веер, направленный на мужчину, — «отойдите, уступите дорогу»; резкий жест сложенным веером рукоятью вперед — «убирайтесь прочь, вон!» Например, фразу: « Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно было сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером 3 раза постукивают по другой руке.

У ассирийцев веер был символом власти, у египтян - эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера - это любовь и страсть?!

Первая мировая война сделала бесполезными многие из милых безделушек мирных времён. Казалось, веера исчезли навсегда. Но через полвека они вернулись благодаря Кристиану Диору и его пленительному new look. Веер постепенно превращается в предмет хотя и не первой, но всё-таки необходимости. Свиданий с его помощью, конечно, не назначают, но для светской львицы веер нередко становится последним штрихом к роскошному туалету.

Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.