Головной вагон серий ЭД9М и ЭД9Т. Головной вагон серий ЭД9М и ЭД9Т Из чего состоит сот устройство эд9м

Расположение органов управления электропоезда ЭД9М показано на рисунке 1.3. На рисунке 1.4 показано расположение органов управления на пульте и на задней стенке кабины электропоезда ЭД9Т. Пульт управления в кабине машиниста выполнен из отдельных блоков, в каждом из которых аппараты скомпонованы по их назначению. Соединение электрических цепей блоков со схемой поезда осуществляется штепсельными разъемами типа ШР, установленными на блоке Ш, находящемся под пультом в средней части. Там же расположен блок Р, на котором установлены резисторы по-лупроводниково-коммутаторных ламп, для обеспечения помехоустойчивости. Перед машинистом на пульте установлен контроллер машиниста 1 КУ.04О с реверсивной рукояткой. Слева от контроллера расположен блок К с основными выключателями управления движением поезда. На блоке К установлены выключатели: для включения питания дверей, для управления токоприемником, «Отпуск тормозов», «Восстановление защиты», «Отключение ВВ», «Песочницы», тяги (КТ), «Пуск СИО» (системы ССЗ-И), а также тумблеры включения освещения и кабины. Справа от контроллера находится блок А, на котором расположена аппаратура управления АЛСН (кнопка бдительности, кнопка «КП» для проверки АЛСН, переключатель «ДЗ» для установки времени между нажатиями кнопки бдительности на участках без автоблокировки). Над блоком А расположен блок Д с тумблерами управления автоматическими дверями. Управление дверями может осуществляться машинистом или помощником. Для этого кроме выключателей в блоке Д, в рабочем тамбуре на каркасах шкафов № 0 и № 1 установлены блоки ДВ.

Головной вагон


Рис. 1.3. Органы управления и оборудование кабины машиниста электропоезда серии ЭД9М:

1 - блок индикации БИЛ-2М; 2 - радиостанция; 3 - микротелефонная трубка; 4 - электрообогреватель; 5 - кран машиниста; 6 - кнопка РБ; 7 - переключатель яркости прожектора; 8 - педаль управления свистком и тифоном; 9 - педаль контроля бдительности машиниста; 10 - контроллер машиниста; 11 - блок переключателей панели управления; 12 - розетка 220 В; 13 - розетка 110 В; 14 - штурвал ручного тормоза; 15 - дополнительный пульт управления радиостанцией; 16 - плафон освещения рабочего места помощника машиниста; 17 - светофор автоматической локомотивной сигнализации; 18 - громкоговоритель радиостанции; 19 - блок сигнальных ламп; 20 - кило-вольтметр; 21 - манометр тормозной магистрали и уравнительного резервуара; 22 - манометр тормозного цилиндра и напорной магистрали; 23 - выключатели автоматических дверей

Глава 1. Общие сведения


Рис. 1.4. Расположение органов управления электропоездом сернн ЭД9Т: ■

а - пульт управления; б - блок управления на задней стенке кабины; 1 - выключатель прожектора; 2 - кнопка РБ; 3 - реверс; 4 - контроллер машиниста; 5 - кнопка выключателя тяги (КТ); 6 - выключатель песочницы; 7 - блок выключателей управления токоприемником, освещением кабины, отпуском тормозов и восстановления защиты; 8 - блок выключателей управления дверьми и отключения высоковольтного выключателя; 9 - блок изменения уставки пускового тока реле ускорения; 10 - блок переключателей; II - блок сигнальных ламп; 12 - киловольтметр; 13 - манометр тормозной магистрали и уравнительного цилиндра; 14 - манометр тормозного цилиндра и напорной магистрали; 15 - блок «В»

Над блоком К расположен блок Л, на котором установлены шестнадцать ламп внутренней сигнализации, а так же блок плавного изменения уставки пускового тока реле ускорения (1 Б.712) и кнопка включения стеклоомывателя. На задней стенке кабины, за креслом машиниста, находится блок В управления вспомогательными системами поезда. На блоке В установлены: блок Т с терморегуляторами поддерживающими заданную температуру в кабине, выключатели управле-

ния вентиляцией и отоплением кабины, обогревом стекол окон и зеркал бокового вида, освещением салона, сигналами и буферными фонарями, вспомогательным компрессором, радиосвязью и стеклоочистителями.

Между блоками Д и Л расположены киловольтметр, показывающий напряжение в контактной сети, двухстрелочный манометр для контроля давления в тормозном цилиндре и уравнительном резервуаре, и второй двухстрелочный мано-

метр для контроля давления в тормозной и напорной магистралях. Справа, перед краном машиниста, на пульте установлен скоростемер. Над пультом, на центральной стойке лобовых окон расположен локомотивный светофор, а над ним установлен громкоговоритель радиостанции. На электропоездах предусмотрено два вида связи - радиосвязь и система оповещения. Для переговоров с поездным диспетчером, дежурным по станции, машинистами других поездов в кабине уста-


Рис. 1.4. (продолжение)

новлены два пульта управления радиостанцией с микротелефонными трубками: для машиниста - справа от крана машиниста, для помощника - в левой части пульта. Для системы оповещения пассажиров и ведения служебных переговоров между машинистом и кондуктором хвостового вагона используется система ТОН. В средней части пульта, слева от контроллера, установлен пульт с переносным микрофоном манипулятором системы ТОН, еще два микрофона находятся в служебном тамбуре. Два громкоговорителя системы ТОН расположены на потолке кабины. В левой части пульта, слева от радиостанции, расположен маховик ручного тормоза.

Над пультом управления находятся дверцы для доступа к прожектору и маршрутным указателям.

Под пультом перед креслом машиниста находятся педаль бдительности и педаль включения тифона и свистка.

Справа и слева на стенках кабины установлены дополнительные печи обогрева кабины.

Освещение кабины осуществляется двумя светильниками, установленными на потолке. Включаются светильники тумблером, находящемся на блоке К. На задней стенке кабины, за креслом машиниста, расположены светильники зеленого света. Выключатель светильников зеленого света расположен на блоке В. Кроме этого, предусмотрено освещение отдельным светильником маршрутного расписания, расположенного на блоке Д, и освещение рабочего места помощника машиниста.

На задней стенке кабины, за креслом помощника машиниста, находится шкаф

для одежды. Рядом с блоком В расположены шкафчик для аптечки и шкафчик для термосов и продуктов. Между этими шкафчиками находятся дверцы для доступа к противопожарным термоконтакторам и выключателю питания охранной сигнализации, а под ними - для доступа к камере калорифера. Все ящики и шкафы с высоковольтным оборудованием снабжены выключателями блокировки, а двери кабины и двери салона вагона оборудованы охранной сигнализацией.

На крыше вагона установлены антенны радиостанции (лучевая и дисконусная) и блок резисторов прожектора.

На задней торцевой стене вагона установлены розетки и штепсели межвагонных электрических соединений. На лобовой стене вагона имеется ниша с дверцами для двух розеток цепей управления


Электропоезда серий ЭД9М, ЭД9Т, ЭР9П


Рис. 1.6. Расположение оборудования в шкафу № 1 головного вагона электропоезда ЭД9Т:

Батарея - выключатель аккумуляторной батареи; ПР7 - предохранитель в цепи дежурного освещения и освещения чердаков и туалетов; Пр20 - предохранитель в цепи дежурных фонарей; Пр34 - предохранитель в цепи аккумуляторной батареи; Пр9 - предохранитель в цепи ЭПТ; ПрЗЗ - предохранитель в цепи КЗ; Пр14, Пр15 - предохранители в цепи питания аккумуляторной батареи; Пр38 - предохранитель в цепи обогрева туалета; Пр48 - предохранитель в цепи радиооповещения; Пр55 - предохранитель в цепи обогрева лобовых стекол

межвагонных соединений, позволяющих соединять головные вагоны друг с другом.

На раме под кузовом вагона подвешены: ящик (см. рис. 1.5) с аккумуляторной батареей, электрокомпрессор, блок 1БА. 174.2 (термодатчик зарядного агрегата), трансформатор 1ТР.071.1 (источник питания НОВ заряда батарей), дроссель 1ДР.007.1 для сглаживания пульсаций в цепях НОВ, электровоздухораспределитель, воздухораспределитель, блок управления установки аэрозольного пожаротушения БУ УАП, три воздушных резервуара объемом по 170 л, воздушный резервуар объемом 55 л, уравнительный резервуар объ-

емом 20 л, вспомогательный резервуар объемом 16 л, маслоотделитель, обогреватель фановой трубы, два сбрасывающих клапана, два сигнализатора отпуска тормозов, два свистка, два тифона, вентиль выключающий ВВЗИШ. На рамах тележек расположены тормозные цилиндры. С левой и правой стороны под кузовом вагона установлены патрубки водоснабжения, используемые при механизированной уборке вагона.

В кабине, за креслом машиниста, находится шкаф кабины, в верхней части которого расположен блок В, а в нижней установлены электропневматический клапан автостопа ЭПК-150И, кран двойной

тяги, регулятор давления АК-11Б, вентиль замещения электропневматического торможения пневматическим, два разобщительных крана, фильтр, тональное вызывающее устройство (ТВУ), блок предварительной световой сигнализации (БПСС), блок предохранителей защиты поездных проводов (включения вспомогательного компрессора, обогревателя маслоотделителя, вентиляции и отопления, питания ССЗН-И-1Б.711) и панель предохранителей ПП1.

В шкафу № 0 хранятся межпоездные соединения. Электропоезд может быть оборудован системами безопасности: КЛУБ, КПД-ЗВ, УСАВП/2, САУТ-ЦМ/485. Втом

Глава 1. Общие сведения


Рис. 1.7. Расположение оборудования в шкафу № 2 головного вагона электропоезда ЭД9Т:

ДУКС - дискретное устройство контроля скольжения; РО - реле отпуска тормоза; РПТ - реле пневматического тормоза; РТ - тормозное реле; РКБ - реле контроля безопасности; ПТВ-4 - промежуточное реле термоавтоматики вагона; РКО - реле контроля отпуска тормоза; РКТ - реле контроля тормоза; РН В-3 - реле напряжения вентилятора № 3; КВ-3 - контактор вентилятора № 3; РЗ - реле защиты; Пр50, Пр51, Пр52 - предохранители в цепи отопления кабины

случае в шкафу № 0 установлены блоки системы КПД-ЗВ.

В шкафу № 1 размещен блок (1БА. 169.2) с источниками питания 50 В, ПО В, заряда аккумуляторных батарей, цепи охранной сигнализации, амперметр и вольтметр заряда аккумуляторных батарей, источниками питания 220 В, контроля целостности изоляции проводов, пакетный выключатель заряда батарей. На боковой стенке шкафа установлены выключатели освещения служебного тамбура и охранной сигнализации. На потолке шкафа установлены противопожарные темокон-такторы.

В шкафу № 2 установлены: блок (1 Б.691) аппаратуры сопряжения АЛСН со схемой поезда; блок (1Б.699) с аппаратурой управления отоплением и вентиляцией кабины, электропневматикой; фильтр питания радиостанции; электронный блок ППУ; блок питания стеклоочистителей и стеклообогревателей БП-01; прибор контроля и передачи извещений системы ССЗ-И ПКПИ-П, ЭБ ППУ.

В шкафу № 3 установлены: усилитель низкой частоты У-100, переходное устройство комплекта аппаратуры ТОН, шкаф с радиооборудованием из комплекта радиостанции, устройство подключения и устройство переговорно-коммута-ционное (ПКУ) аппаратуры связи «Си-

гнал», фильтр локомотивный ФЛ 25/75, комплект аппаратуры АЛСН В-1Д, источник питания локомотивный 110ИП-ЛЭ.

На дверях шкафов № 2 и № 3 имеются пульты для подключения манипуляторов системы ТОН.

В шкафу № 4 установлена панель (1ПА441) с аппаратурой управления: вентиляцией и отоплением салона, компрессором, освещением, электропневматикой.

В шкафу № 5 установлена панель (1ПА-383) с высоковольтной аппаратурой цепей управления.

Расположение оборудования в шкафах головного вагона электропоезда ЭД9Т показано на рисунках 1.6 и 1.7.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге приведены общие сведения об электропоездах переменного тока ЭД9М, ЭД9Т и ЭР9П. Рассмотрены вопросы их формирования, устройства, работа электрических схем и некоторые неисправности электрического оборудования.
Пособие составлено на базе электропоезда серии ЭД9М производства Демиховского машиностроительного завода, с указанием отличий от электропоездов других серий и индексов и описанием их отдельных основных узлов.
Пособие предназначено в первую очередь для использования локомотивными бригадами электропоездов, а так же ремонтным персоналом моторвагонных депо. Пособие будет так же полезно учащимся техникумов, лицеев и ВУЗов с железнодорожной специализацией.
Данное пособие не является учебным изданием и может быть использовано только в качестве ознакомительного материала имеющего общие сведения об электропоездах переменного тока.
В отличие от предыдущих изданий данное пособие дополнено цветными иллюстрациями описываемых устройств.
В связи с постоянной работой по совершенствованию электропоездов, направленной на повышение их надежности и безопасности движения, в конструкцию электропоездов могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании. Эти изменения будут учтены в последующих изданиях.
Ниже для примера приведены три иллюстрации из книги (в самой книге разрешение, конечно, лучше):

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Формирование электропоездов
Расположение оборудования в вагонах
Головной вагон серий ЭД9М и ЭД9Т
Головной вагон серии ЭР9П
Моторный вагон серий ЭД9М и ЭД9Т
Моторный вагон серии ЭР9П
Прицепной вагон серий ЭД9М и ЭД9Т
Прицепной вагон серии ЭР9П
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Токоприемник. Конструкция и принцип действия
Воздушный выключатель. Назначение и технические данные. Конструкция
Электродвигатель компрессора усл. № 548А. Назначение. Устройство и принцип действия
Электродвигатели вспомогательных компрессоров. Назначение и технические характеристики
Трансформатор ITP.071.1
Тяговые двигатели. Особенности устройства
Расщепитель фаз. Назначение
Контроллер машиниста
Силовые контроллеры. Назначение
Реверсивный переключатель
Пневматический контактор 1 КП.006
Назначение и принцип действия
Клапан токоприемника КЛП-101
Пневматические устройства
Датчики тока ДТ-010, ДТ-011. Назначение датчиков тока
Резисторный элемент КФ. Назначение и устройство
Пускотормозные резисторы. Назначение и устройство
Резистор ослабления возбуждения. Назначение и устройство
Резистор балластный. Назначение и устройство
Аппарат защиты от радиопомех (индуктивно-емкостный фильтр) ФСЭ-ЗБ-3. Назначение и устройство. Принцип действия
Аккумуляторные батареи. Особенности устройства. Обслуживание в эксплуатации
Контакторы МК1 и МК2
Кулачковые контакторы.Назначение
Кулачковые контакторы К32А
Кулачковый контактор КЭ-153
Реле
Реле электротепловые токовые (ТРТП). Назначение и принцип действия
Автоматические выключатели. Назначение и принцип действия
Плавкие предохранители. Назначение
Реле боксования (1Р.008). Назначение и принцип действия
Реле времени Р.017
Реле управления и защиты
Промежуточные реле и реле времени
Блокировка электрическая низковольтная. Назначение и особенности устройства
Термоконтакт с легкоплавким сплавом. Назначение и принцип действия
Пневматические выключатели
Назначение и особенности устройства
Коммутирующие устройства. Назначение. Устройство и принцип работы
Аппараты средств связи
Радиостанция
Локомотивный скоростемер ЗСЛ2М-150.Назначение.Устройство
Электрические печи и нагревательные элементы
Отопительная система вагонов
Обогреватель влагосборника
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
Низковольтные цепи
1. Провода и их назначение
2. Уставки электронных блоков
3. Описание работы схемы
4. Воздействие аппаратов защиты
Высоковольтные цепи
Обмотка питания низковольтных цепей управления
Обмотка питания высоковольтных цепей отопления
Обмотка питания силовой цепи
ГЛАВА 4. МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Кузова вагонов. Особенности устройства
Вентиляция и отопление кабины машиниста электропоездов серий ЭД9М и ЭД9Т
Электрообогрев стекол лобовых и боковых окон электропоездов серий ЭД9М и ЭД9Т
Вентиляция и отопление пассажирских помещений
Система охлаждения тяговых двигателей и фазорасщепителей
Тележки
Общие особенности конструкции тележек моторных и прицепных вагонов
Рамы тележек
Подвеска
Шкворневой узел
Гидравлический гаситель колебаний (демпфер)
Буксовый узел
Колесные пары
Подвеска тягового двигателя. Назначение и особенности устройства
Тяговая передача.Особенности устройства
Автосцепка и поглощающий аппарат
Назначение и особенности устройства автосцепки. Принцип действия
Поглощающий аппарат
ГЛАВА 5. ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Пневматическая схема электропоезда
Тормозное оборудование
Компрессоры
Воздухораспределители
Кран машиниста усл. № 395М-5-01
Редуктор усл. № 348
Реле давления усл. № 404
Электропневматический клапан автостопа усл. № 150И-1
Авторегулятор хода штока тормозного цилиндра 102.40.10.001
Авторегулятор рычажных передач типа 536М
Арматура воздушных магистралей
Тормозная рычажная передача и ручной тормоз

Наряду с сериями рижских электропоездов ЭР, наиболее распространенными в России (и странах бывшего СССР) являются поезда серии ЭД производства Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ). И в первую очередь рассказать хочется о серии электропоездов переменного тока ЭД9 (Э лектропоезд Д емиховский, 9 -й тип)

Изначально подмосковный завод ДМЗ специализировался на производстве узкоколейных вагонов, однако в конце 80-х началось перепрофилирование. В то числе начался выпуск вагонов для электропоездов Рижского вагоностроительного завода (РВЗ). Тогда же здесь начали создавать электропоезда переменного и постоянного токов, максимально унифицированные.
Первым серийным электропоездом стал ЭД2Т (для постоянного тока) - по сути дела переработанный проект рижской разработки ЭР24. Аналогом поездов для сетей переменного тока стал поезд ЭД9Т - практически идентичный с рижским ЭР9Т (в обозначении поменялась только буква, указывающая на завод) - там использовался более совершенный комплект электрооборудования. А вообще одна из причин такой похожести электропоездов - изначальная по сути внешняя калька с серий ЭР:

Производство составов началось в 1995-м году, им сразу начали присваивать четырехзначные номера: 0001, 0002 и т.п.
Начиная с 0028 вместо ЭД9Т начали производить ЭД9М. Основное внешнее отличие - новая форма кабины машиниста (с характерным скосом). Помимо этого у поезда возросла тяговая мощность, он стал более вместительным, появилась возможность формирования как чётной, так и не нечётной составности поездов (ЭР9 скажем могут включать в состав только чётное число вагонов от 4 до 12). Конструкционная скорость выросла до 130 км/ч, скорость длительного режима до 120 км/ч:

Изначально поезда красили в традиционные синий цвет и на головной части располагался логотип ДМЗ. Сейчас новые поезда перекрашивают в корпоративные цвета РЖД (красный с серым) на месте эмблемы обычно рисуют эмблему РЖД:

По аналогии с поездами серий ЭР, у ЭД (и в том числе у ЭД9) также три типа вагонов:
- Пг (прицепной головной) - осевая формула (2-2)
- Мп (моторный промежуточный) - осевая формула (20 -20 )
- Пп (прицепной промежуточный) - осевая формула (2-2)
(компоновку-формирование я уже )
Возможные варианты составности - 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 вагонов (основная составность - 8-вагонная). Всё с 1995-го года на данный момент было построено 329 составов, и в отличие от ЭР9 строительство продолжается. Учитывая что первые опытные образцы ЭР1 появились ещё в 1957-м году, а вся серия ЭД является логичным продолжением этой серии; внешне конечно последние модели выглядят современно-технологично, но в большинстве своём это переработки ещё того поколения поездов - потрясающее долголетие одним словом:

Также как и у всех электропоездов, при нумерации вагонов к номеру поезда добавляются две цифры (от 01 и далее). Соответственно каждый вагон в составе имеет шестизначный номер:

Самая распространенная модификация ЭД9 - ЭД9М . Можно ещё встретить в старой синей раскраске:

Но по большей части сейчас уже перекрашивают в современные РЖД цвета красно-серые:

Самая первая модификация - ЭД9Т (внешне схожа с ЭР9Т - отличить достаточно проблематично) - построено 27 поездов, достаточно редкая штука - однако встретить нет-нет да можно. Данный образец обнаружен на станции Ртищево Юго-Восточной ЖД:

Ещё одна модификация ЭД9МК - отличается от ЭД9М повышенной комфортностью и используется на экспресс маршрутах. Внешне никак не отличаются и имеют сквозную нумерацию:

Ещё одна модификация - ЭД9Э . Основное отличие - установленное энергосберегающее оборудование (поезд получается экономнее на 20-25% по сравнению с аналогичным ЭД9М). Первые опытные образец внешне выглядел идентично с ЭД9М, в дальнейшем поезда начали поставляться с другой маской кабины (в остальном идентичны). Помимо этого новые вагоны оборудованы системой кондиционирования, более удобными межвагонными переходами и т.п. (короче всё по современным стандартам). Тем ни менее если смотреть со стороны - по сути тот же неизменный поезд серии ЭД:

На данный момент имеется как-минимум ещё одна разновидность поездов серии ЭД9Э - с кабиной 500-й серии (как у ЭД4М-0500), но на глаза пока не попадалась. В целом же ЭД9 сейчас основной электропоезд на пригородных направлениях сетей переменного тока:

ЭД9Э на ЖД-вокзале Саратов-1. В данный момент на Приволжских железных дорогах эксплуатируется четыре поезда такой модификации (три в Саратове - депо Анисовка, и один в Волгограде - депо Волгоград-1), однако в будущем планируется дальнейшая закупка таких поездов для замены устаревших ЭР9:

Отличительная особенность всей серии ЭД - широкий тамбур, за счёт чего ускоряется посадка-высадка пассажиров:

В модификации ЭД9Э межвагонный переход бездверный:

Салон ЭД9Э:

Новые поезда и вагоны стараются в том числе и оформлять местами и средствами для инвалидов, ЭД9Э на исключение:

У новых электропоездов ЭД9Э сильно обновлено оснащение в кабине. По словам машинистов, по началу не так просто перестроиться с управления старых поездов на новые элементы управления, однако привыкнув уже назад возвращаться не хочется, ЭД9Э в плане управления в разы удобнее: