Фреска картины известных художников. Что такое фреска, ее история и современность. Расположение на стене

Пожалуй, никому не нужно объяснять, что такое фреска. Каждый школьник скажет, что это техника росписи по сырой штукатурке. Искусству фресковой живописи не одна тысяча лет. Мастера многих стран и эпох выбирали этот способ воплощения своих художественных идей. Благодаря уникальным свойствам фрески, сегодня мы имеем возможность созерцать изображения, созданные несколько веков назад. Приглашаем вас в увлекательное путешествие по странам и континентам для того, чтобы посмотреть на самые известные фрески мира.

1.Фрески Кносского дворца. Крит, Греция, конец XVII - начало XVI в. до н. э.

Кносский дворец - выдающийся и самый популярный памятник критской архитектуры, который в греческих мифах называли лабиринтом. Стены покоев дворца покрыты изысканными фресками. Преобладающие цвета изображений — красный и черный. Детальная прорисовка некоторых лиц на фресках натолкнуло ученых на мысль, что художники писали их с натуры. Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, важное место занимает изображение быка. Животное, вероятно, играло важную роль в хозяйственной жизни критян, в их религиозных и мифологических представлениях. Одно из самых известных изображений Кносского дворца — фреска с акробатами — юношами и девушками, прыгающими через стремительно бегущего быка. Они все одеты одинаково — с повязками на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Их движения свободны и ловки. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. По-видимому, эти особенности считались признаками красоты. Возможно, что такие опасные упражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл.

2. Фрески храма Брихадишвары. Штат Тамил-Наду , Южная Индия, начало II в. н.э.

Храм Брихадишвары - великолепный архитектурный ансамбль с изысканной резьбой - хранит самые древние фрески Южной Индии. Несколько лет назад Общество Археологических Изысканий Индии обнаружило, что в храме под настенными росписями святилища находятся первоначальные фрески, периода династии Чола. Тщательная реставрация открыла уникальную настенную живопись с изображениями Шивы во множестве его великолепных поз, со своими спутниками и танцорами. Одна из фресок изображает Шиву на гигантском белоснежном быке. Бык — популярное олицетворение мужской созидательной силы, благодаря которой непрерывно обновляется и продлевается существование Земли.

3. «Оплакивание Христа» Джотто, Капелла дель Арена, Падуя, Италия, 1302-1305 гг.

Джотто ди Бондоне был одним из тех талантливых и дерзких живописцев, которые разрушают сложившиеся стереотипы и творят уверенной рукой собственное художественное пространство. До появления его полотен итальянские художники придерживались средневековых канонов и византийской техники живописи. Плоские стилизованные фигуры таких фресок воспринимались скорее как символы, чем как реальные персонажи, способные чувствовать.

Расписывая Капеллу дель Арена в Падуе, Джотто полностью отказался от средневековых принципов изображения и создал объемные, почти осязаемые изображения, которые превращают бесстрастного созерцателя в активного участника библейских событий. Художник связал в единое целое 38 сцен из жизни Девы Марии и Христа, представив евангельские сюжеты как реально существующие события и создав тем самым величественный эпический цикл.

Над входом в здание помещена фреска «Страшный суд» - центральное изображение капеллы и одно из самых ярких творений мастера. Все персонажи картины вовлечены в действие, местонахождение и жесты каждого можно понять и логически объяснить. Герои выписаны с необычайной точностью, а детали образов создают яркую и целостную картину. Душевное состояние героев - отчаяние, глубокая скорбь и печаль - легко читаются в выражении их лиц и позах. Эта фреска принесла Джотто заслуженную славу. Благодаря этой работе его имя вошло в число великих мастеров живописи.

4. «Страшный суд» Микеланджело, Сикстинская капелла. Рим, Ватикан, 1508-1512 гг.

Сикстинская капелла в Ватикане - настоящая сокровищница мирового искусства. Потолок и алтарную часть здания покрывают удивительные по красоте фрески Микеланджело. Роспись свода представляет собой сложную систему сменяющих друг друга композиций и образов. Но особое внимание привлекает алтарная стена, на которой изображена легендарная фреска Микеланджело - «Страшный суд», которую специалисты называют самым зрелым произведением мастера. Сюжет фрески вполне традиционен для храма. Однако живописец здесь отступает от канона и изображает не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало. Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников и грешников. Отстраненность героев традиционных религиозных фресок здесь уступает место настоящим человеческим эмоциям. Вот Мадонна, сидящая по правую руку от сына, отвернулась, не в силах выносить происходящее. Ей по-матерински близки людские страдания. Лица и жесты грешников выражают страх, отчаяние, мольбы о прощении. Все герои полотна детально прописаны и индивидуализированы. Однако частности здесь полностью подчинены целому, а каждая личность - общему людскому потоку. Так создается художественное и смысловое единство фрески, одного из самых ярких образцов монументальной живописи.

5. «Афинская школа» Рафаэля, Станца делла Сеньятура. Рим, Ватикан, 1509—1511 гг.

Микеланджело - не единственный великий художник, приложивший руку к росписи стен Ватиканского дворца. Чести украсить фресками его парадные залы (станцы) удостоился знаменитый Рафаэль. В Станца делла Сеньятура Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила») и философию («Афинская школа»). «Афинская школа» получила особую популярность из-за своего необычного сюжета. На фреске изображены знаменитые мыслители. Рафаэль поместил на одно полотно не только философов-современников, но и тех, кто жил в другие эпохи и в других странах. Так на фреске мастера гармонично соседствуют Платон, Аристотель, Парменид, Зенон, персидский философ-мистик Зороастр и многие другие философы. Всего на фреске представлено более 50 фигур. Таким образом «Афинская школа» изображает идеальное сообщество мыслителей классической эпохи и прославляет мощь разума, объединяющего пространство и время. Примечательно, что изображая мыслителей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Так в образе Платона, фигура которого помещена в композиционный центр фрески, живописец изобразил Леонардо Да Винчи.

А какие фрески вы считаете самыми известными? Возможно, этот перечень необходимо дополнить?


КАКИЕ ФРЕСКИ САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ?
Фреской называют и технику монументальной живописи, и то произведение, которое выполнено в этой технике. Из предыдущей главы ты узнал историю одной из самых знаменитых фресок в мире. Но фресковой росписью занимались многие великие живописцы: Джотто, Микеланджело, Рафаэль – художники Возрождения; древнерусские мастера Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Наверное, самый известный фресковый ансамбль – это роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Ватикан – город-государство в центре Рима, в котором располагается резиденция римского папы, главы католической церкви. Огромный дворцовый комплекс в Ватикане состоит из множества залов и комнат, и почти все они украшены росписями, в основном на религиозные сюжеты. Потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело Буонарроти в 1508–1512 годах.

Сикстинкая капелла. Рим, Ватикан

Микеланджело, как Леонардо да Винчи, был одним из самых великих мастеров эпохи Возрождения – скульптором, архитектором, живописцем.
В Сикстинской капелле, в центральной части потолка изображены эпизоды самой первой книги Библии – книги Бытия. В ней рассказывается о сотворении мира и человека, и фрески Микеланджело показывают, как Бог отделил свет от тьмы, землю от воды, сотворил луну и солнце, а потом первых людей на земле. А по сторонам от этих композиций – изображения пророков и пророчиц (сивилл), возвестивших миру будущее появление Христа.

Микеланджело. Пророк Даниил (слева) и Кумская сивилла (справа). Фреска Сикстинской капеллы. 1508–1512. Рим, Ватикан

Почему же фрески Микеланджело так знамениты? На этот вопрос трудно ответить в двух словах – этим росписям посвящены десятки толстых книг. Наверное потому, что впервые библейская история была представлена безо всякой условности, и так убедительно, как будто художник увидел эти события собственными глазами. И в то же время здесь во всем ощущается фантастическая божественная энергия, которая воодушевляет мир. Фигуры Микеланджело величественны, наполнены силой. Кстати, слово «монументальный» часто используют как синоним слов «величественный», «грандиозный» и даже «огромный». Поэтому живопись Микеланджело поистине монументальна.
В Ватиканском дворце работал и еще один из великих художников Возрождения – Рафаэль Санти. По традиции трех прославленных итальянских мастеров – Леонардо, Микеланджело и Рафаэля (как и некоторых других художников) – обычно называют просто по именам, так как они настолько знамениты, что незачем указывать их фамилии, сразу ясно, о ком речь. Самая известная фреска Рафаэля – «Афинская школа», где изображены древнегреческие философы и ученые.

Рафаэль. Афинская школа. 1509–1511. Фреска Станцы делла Сеньятура. Рим, Ватикан

Так сложилось, что XV–XVI века, когда в Италии работали Леонардо, Рафаэль и Микеланджело, были временем расцвета и для русской монументальной живописи, хотя древнерусские художники вовсе не были знакомы с работами своих итальянских коллег. Они писали иконы и расписывали не дворцы, а храмы.
Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев. Ему принадлежит цикл фресок в Успенском соборе в старинном русском городе Владимире.

Андрей Рублев. Страшный суд. 1411. Фрески Успенского собора, Владимир

Сюжетом фресок стал Страшный суд, о нем рассказано в последней книге Библии, которая называется «Откровение» (по-гречески – «Апокалипсис»). Там рассказано о том, что ждет человечество в конце мира. Каждого человека Христос будет судить за все, совершенное на жизненном пути. Во фресках Рублева можно увидеть ангела, который трубит, возвещая начало Суда, «небесное воинство» – ангелов и апостолов, учеников Христа, встречающих человеческие души на небесах. Иоанн, Матфей, Лука и Марк, авторы четырех Евангелий, повествующих о земном пути Христа, держат на коленях свои книги. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов спокойные и кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству.

Андрей Рублев. Страшный суд. 1411. Фреска Успенского собора, Владимир

Правда, фрески Рублева сохранились очень плохо из-за большой влажности внутри Успенского собора, копоти от сотен свечей, безграмотных реставраций.
Через сто лет после фресок Рублева, в начале XVI века был создан еще один знаменитый фресковый цикл. Его автором стал художник Дионисий. Он расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, недалеко от Вологды. Фрески посвящены жизни или, правильнее, житию Богоматери. С первого взгляда живопись Дионисия восхищает своим радостным строем и нарядностью. Краски и поныне сохранили свою яркость, особенно сияющий голубой фон, так что при входе в храм кажется, что вместо стен взгляду открывается лазурное небо, которым освещены и освящены события, описанные в Евангелиях.

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. 1500-1501. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

ЧТО ТАКОЕ МОЗАИКА?
Мозаика – наверное, самый необычный вид живописи. Ее и живописью-то назвать трудно, потому что мозаичное изображение не пишут красками, а набирают из кусочков цветного камня или специального непрозрачного стекла – смальты. Слово «мозаика» произошло от латинского слова «музивум», что означает «посвященный музам». В греческом и латинском языках слова «мозаика» и «музей» – родственные. В Древней Греции музеем называлась священная роща или храм, посвященный музам, богиням-покровительницам искусства. А мозаикой – изображения, тоже посвященные музам. Прославление богинь искусства было делом серьезным, ведь музы понимают толк в живописи. И произведения, посвященные им, должны были отличаться особой красотой и долговечностью. Поэтому их выкладывали из камня, они не боялись ни грязи, ни воды. А словом «мозаика» впоследствии стали называть любое изображение из разноцветных кубиков, и сейчас уже многие не знают о том, что своим названием этот вид живописи обязан музам.
Мозаика делается так: на стену наносится вязкий слой грунта (смесь извести или цемента, воска и мастики) а затем камни или смальта, по предварительно нанесенному рисунку, кубик за кубиком вдавливаются в грунт и прочно закрепляются в стене. Это – очень долгая и кропотливая работа: для облицовки стены храма или дворца необходимы сотни тысяч цветных кубиков!
В эпоху античности для мозаик использовали различные породы камня и разноцветный мрамор. Самая знаменитая античная мозаика была найдена в одном из домов в Помпеях. Она изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием (эта битва произошла в 331 году до нашей эры, Александр в ней одержал победу). А мозаика выполнена около 100 года до нашей эры. Это – одно из первых в мире произведений, изображающих действительное историческое событие. Мозаика имеет площадь в 15 кв. м (это комната средних размеров в современном доме) и сложена из полутора миллионов кубиков.

Битва Алесандра Македонского с Дарием. Около 100 до н. э. Мозаика, Помпеи

Битва Алесандра Македонского с Дарием. Фрагмент мозаики

Наивысшего расцвета искусство мозаики достигло в Средние века в Византии. Когда варвары в V веке нашей эры разгромили Римскую империю, ее восточная часть, со столицей Константинополем, уцелела и стала самостоятельным и очень могущественным государством, центром православного христианства. Древнее название Константинополя – Византий, поэтому государство именовалось Византия. Именно из Византии христианство пришло на Русь. Древнерусская летопись рассказывает, что в конце Х века князь Владимир отправил послов в чужие земли, чтобы испытать, какая вера лучшая для Руси. Послы приехали в Константинополь, и константинопольский патриарх привел их в главный византийский храм Св. Софии, поставил на лучшем месте и показал им всю красоту и великолепие храма и церковного ритуала. Послы были восхищены этой красотой: им показалось, что они очутились на небесах, поэтому они решили, что лучше всего для Руси – православная вера.
Богатые византийские храмы всегда украшались мозаиками. Для изготовления мозаичных кубиков строились специальные мастерские, где варили цветное стекло-смальту. В стеклянную массу добавляли чистое золото и выкладывали золотой фон. Кубики смальты разной величины и формы укреплялись на стене под углом друг к другу, так что свет по-разному отражался от разных кубиков, и мозаики переливались всевозможными цветами, как будто светились. Возникало впечатление, что пространство не ограничено стенами, а разомкнуто в беспредельность золотого сияния, где парят фигуры святых и ангелов.

Мозаичное убранство алтаря церкви Санта-Прасседе. IX век. Рим

Триумф святого Креста. Фрагмент мозаичного убранства алтаря церкви Сан-Клементе. XII век. Рим

Знаменитый мозаичный ансамбль сохранился в городе Равенне (Италия), в церкви Сан-Витале. Он выполнен в VI веке и изображают византийского императора Юстиниана и его супругу императрицу Феодору в окружении придворных. Это Юстиниан построил константинопольский храм Св. Софии. На мозаике церкви Сан-Витале он изображен с тяжелой золотой чашей в руках – это дар для церкви.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале. VI век. Равенна

Искусство мозаики – очень сложное. Поэтому когда православные храмы стали строить на Руси, то для их украшения приглашали умелых мастеров из Византии. Византийские мастера создали мозаики в одном из самых знаменитых храмов Древней Руси – храме Св. Софии в Киеве. В алтаре храма – изображение Богоматери с поднятыми вверх руками. Это Оранта (по-гречески – «молящаяся»). Уже в древности ее прозвали «Нерушимая стена» – она как будто защищает храм.

Мозаичное убранство алтаря храма св. Софии. XI век. Киев

После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Не стало мастеров-мозаичистов, утрачены оказались секреты изготовления смальты. В XVIII веке в России мозаичную технику возродил великий ученый М.В. Ломоносов. Он построил большую мастерскую, где варили цветное стекло, а его ученики украшали мозаичными картинами дворцы русских императоров.

Октябрь 31, 2018

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в .

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио


Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе реконструкции предыдущего здания, проводившейся им с 1475 по 1483 годы, толщина стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над , которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Это интересно!

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.


В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Свод Сикстинской капеллы

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

Спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, в 1532г. папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541г. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.


И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!

Так исторически сложилось, что среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. А главное украшение храмов - фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Сегодня мы представляем вам список древнейших фресковых ансамблей, которые сохранились (или сохранялись) на территории нашей страны.

Древнейших фресок сохранилось меньше, чем древнейших храмов: не все фрески дожили до наших дней (например, следы росписей еще прослеживались в середине XIX века, но сейчас их уже нет), а некоторые храмы никогда не были расписаны. Мы постарались собрать информацию обо всех фресках, сохранившихся с периода до монгольского нашествия. После него само каменное строительство на Руси замерло почти на век.

Для начала оговоримся, что самые древние мозаики и фрески Руси ныне находятся на территории Украины. От росписи разрушенной еще при взятии Киева Батыем Десятинной церкви, первого каменного храма Руси, осталось буквально несколько фрагментов, найденных при раскопках. Зато фрески Софии Киевской и Спасо-Преображенского собора в Чернигове в той или иной степени сохранились.

Софийский собор, Великий Новгород

Первым древнерусским храмом на территории современной России был, безусловно, построенный сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1045-1050 годах. Первоначальных росписей начала XII века (1109 год) в нем сохранилось достаточно мало, в основном в Мартирьевской паперти. Самая известная композиция - святые Константин и Елена.

Мартирьевская паперть

Wikimedia Commons

Михайловский Златоверхий монастырь

В 1113 году в Киеве построили грандиозный храм Михайловского монастыря. Возможно, это был первый храм с золотым куполом, поэтому сам монастырь стали называть Михайловским златоверхим. Увы, в 1930-е годы, после переноса столицы Украины из Харькова в Киев, собор снесли, чтобы на его месте построить здание правительства республики. К счастью, сохранившиеся мозаики и фрески из собора перенесли в музеи. Сейчас большей частью они вернулись на Украину, но несколько мозаик хранится в Государственной Третьяковской галерее. Как, например, этот Дмитрий Солунский.

Wikimedia Commons

Николо-Дворищенский собор

В XI веке в Новгороде был всего один каменный храм, а вот в XII веке строительство развернулось на широкую ногу. Уже в 1113 году князь Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Особое место в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает . Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. Сохранились в нем и фрески. Правда, очень немного.

Фреска «Иов на Гноище»

Алексей Паевский/сайт

Рождественский собор Антониева монастыря

Один из древнейших монастырей Руси, Антониев, был основан Антонием Римлянином, который, по преданию, приплыл в Великий Новгород из Италии, стоя на камне. Предание, может быть, и приукрашивает действительность, но Антоний реально существовал, Рождественский собор действительно был построен в 1117-1119 годах, а в 1125 году расписан. Древнюю роспись сбили в 1837 году, но кое-где фрески остались. Сейчас все они раскрыты, и их можно увидеть.

Святые Флор и Лавр

Wikimedia Commons

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский храм Юрьева монастыря в Великом Новгороде, построенный сразу после Антониева монастыря, - первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич - сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «...а мастер трудился Петр», - говорит Новгородская третья летопись. Так что здесь мы впервые знаем имя зодчего, архитектора и прораба в одном лице.

Фрагмент росписи

Мирожский монастырь

После окончания активного строительства в Новгороде (Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы), строительная артель, вероятно, перебазировалась в Псков. Здесь в середине XII века были построены минимум три храма, два из которых сохранились. И в одном из них, Спасском соборе Мирожского монастыря, сохранились уникальные фрески. Это единственный домонгольский храм, в котором этот вид росписи сохранился почти целиком: от пола и до купола, по всему объему. Именно поэтому сейчас храм не действует, а работает как музей.

Купол Мирожского собора

Wikimedia Commons

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

Неподалеку от Суздаля расположено село Кидекша. Когда-то здесь была загородная резиденция Юрия Долгорукого, официального основателя Москвы. И до сих пор здесь стоит церковь Бориса и Глеба, выстроенная по заказу князя. Точной даты постройки и росписи мы не знаем, несмотря на то, что в летописи и во многих книгах указан 1152 год. Но под этой датой в летописи просто помещен сводный рассказ о строительной деятельности Юрия. В храме сохранилось всего несколько фресок, и все они в ужасном состоянии.

Фреска на северной стене храма

Wikimedia Commons

Успенский собор во Владимире

Так случилось, что у нынешнего владимирского два заказчика строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. К 1160 году работы были закончены, и князь отовсюду пригласил мастеров для его украшения: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.

Фреска - это искусство и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал - известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.

Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.

В технике фрески выполнены почти все старинные памятники Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.

В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков - богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый "помпейский" стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.

Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.

Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.

Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная и настенная фреска, заменяющая живопись.