Рассказ описание водоема. Источники пресной воды. Пресноводные водоемы Создание декоративного водоема

Ребят,извините,что пишу на школьные знания,но срочно надо.Кто помнит,как называется аниме,про старшего брата(ему лет 16-17) и про его младшую сестру(ей

5-6 лет)?Я помню,что брат всегда забирал сестрёнку из садика,а у этого брата была девушка.И вот однажды,брат запоздал,и сестрёнка убежала из садика неведомо куда.Брат пришёл в садик,а там ему сказали,что она сказала,что он за ней пришёл.И вот он отправился её искать,когда он проходил мимо детской площадки,он услышал шорох,и зашёл в маленький детский домик,в виде грибочка,а там сидела его сестрёнка и лопаточкой ковыряла в песке,она услышала шаги и повернулась.Там стоял её брат:он спросил-Почему ты убежала?
А она ответила:Я тебе не нужна,у тебя есть подружка...
Дальше я не помню,помню ещё,что брат и его девушка подметали улицу.Кто знает как называется это аниме,скажите,пожааалуйста.Я его давно смотрела,уже не помню,лет в 5 смотрела:с Пожалуйста,скажите,люди добрые:С

Наталья Викторовна Иванова: 1. Как называют растения, которые человек выращивает в саду, поле, огороде? 1. уличные 2. домашние 3. культурные

2. Найди группу, в которой перечислены только овощные культуры. 1. малина, смородина, крыжовник, земляника 2. лук, помидор, редис, щавель 3. рожь, чеснок, огурец, рис 3. Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, устраивают жильё, выводят потомство? 1. самостоятельные 2. лесные 3. дикие 4. Выбери продукты, которые человек получает от коровы. 1. молоко, сыр, пух, шкуры 2. творог, сметана, сало, перья 3. мясо, молоко, шкуры, кефир 5. Где надо ставить большинство комнатных растений? 1. в тени 2. ближе к свету 3. в затемнённых местах 6. Какой должна быть вода для полива? 1. холодной 2. горячей 3. комнатной температуры 7. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы. 1. Выпавших из гнезда птенцов надо забирать домой. 2. В лесу надо соблюдать тишину. 3. Бабочек надо ловить сачком. 8. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо? 1. промышленность 2. сельское хозяйство 3. торговля 9. Найди материал, из которого сделана тетрадь. 1. пластмасса 2. древесина 3. металл 10. Что относится к подземному транспорту? 1. электропоезд 2. теплоход 3. метро 11. К каким учреждениям относят школу, гимназию, университет? 1. образования 2. культуры 3. развлечения 12. К чему относятся голова, шея, туловище, конечности? 1. внутренние органы 2. внешние органы 3. части тела 13. С помощью какого органа человек дышит? 1. лёгкие 2. печень 3. кишечник 14. Найди предмет гигиены, которым могут пользоваться все члены семьи. 1. полотенце 2. мыло 3. расчёска 15. Какой переход является самым безопасным? 1. на светофоре 2. по зебре 3. подземный переход 16. Соедини номера телефонов и названия срочных служб: 01 милиция 02 скорая помощь 03 пожарная охрана 17. Переходя улицу, необходимо быть: 1. сильным, смелым, стройным 2. собранным, внимательным, осторожным 3. умным, красивым, радостным

обязательно измерить температуру еще раз. В этом случае окончательный результат получают как среднее двух наиболее близких значений: t=(t1 +t2 )/2.

Примечания

* В настоящее время понятие "малая река" не имеет однозначного толкования. Количест-венные критерии (длина реки, площадь водосбора), позволяющие выделить ее из совокупности рек конкретной территории, относительно условны... К малым рекам обычно относят водотоки длиной до 100 км, имеющие площадь бассейна до 2000 км2 . Цит. по книге [Малые реки Волжского бассейна/ Под ред. Н.И.Алексеевского. - М., 1998. - 234 с.]

5. Изучение малых водоемов

К водоемам здесь мы будем относить озера* , пруды, водохранилища. В реках и ручьях происходит быстрая смена воды (их еще можно называть водотоками ), в водоемах же обмен воды замедлен.

Озера - это естественные водоемы, они образуются там, где в углублениях земной поверхности (озерных котловинах ) в силу сложившихся природных условий накапливается вода - от атмосферных осадков, таяния снега и льда, грунтовые воды. Водохранилища и пруды создаются человеком, т.е. являются искусственными водоемами. При этом, в отличие от водохранилищ, которые встречаются далеко не повсеместно, пруды есть в любой местности. Пруды могут быть выкопаны специально, а могут возникать на месте карьеров, разработок торфа, горных выработок (последние могут быть достаточно большими и глубокими). Прудами часто называют и небольшие водохранилища, сооружаемые в долинах речек, ручьев, при перегораживании плотинами оврагов и балок. В целом, пруды можно отнести к группе малых искусственных водоемов . Эти водоемы представляют собой наилучший объект для школьных экологических исследований. Они легкодоступны, на них сравнительно легко можно организовать натурные наблюдения без дорогостоящего оборудования и транспорта. Кроме того, режим существования этих малых антропогенных водоемов, химический состав их вод, условия существования водных растений и животных самым непосредственным образом связаны с деятельностью человека на водосборе и экологической обстановкой на его берегах.

Стоит отметить, что в большинстве своем пруды никем не изучались, так что вам могут достаться лавры первооткрывателей.

Как развиваются озера

Первичные озера, возникшие при заполнении естественных котловин водой, постепенно заселяют растения и животные. Молодые озера имеют чистую прозрачную воду, дно их покрыто в основном песками, зарастание - незначительное. Такие озера называют олиготрофными (от греческих слов олигос - "малый", и трофе - "питание"), т.е. малопитательными. Постепенно эти озера насыщаются органическим веществом. Отмирающие водные организмы опускаются на дно, образуя илистые донные отложения, и служат пищей животным, обитающим на дне. В воде накапливаются органические вещества, выделяемые животными и растениями и остающиеся после их гибели. Увеличение в водоеме количества питательных веществ стимулирует дальнейшее развитие жизни в водоеме.

Водоемы на территории Европейской части нашей страны стадию олиготрофных в большинстве своем давно миновали. Они относятся к классам мезотрофных (от мезос - "средний") или эвтрофных (от эу - "хорошо"). Эвтрофные озера хорошо обеспечены

питательными веществами, их вода буквально насыщена жизнью. Эти озера сильно зарастают, вода в них может быть зеленоватого, желтоватого, коричневого цвета. На дне накапливаются осадки в виде ила с большим содержанием органических веществ, озеро постепенно мелеет. Характерным признаком эвтрофных озер является "цветение" воды. Большинство небольших и мелких озер, а также прудов являются эвтрофными.

Некоторые озера могут довольно длительное время оставаться олиготрофными, если почвы берегов бедные с точки зрения плодородности, а поступление биогенных (способствующих развитию живых организмов) веществ затруднено.

Превращение озер в эвтрофные - эвтрофикация - является естественным процессом. Но в последние десятилетия этот процесс значительно ускорился и привел к гибели некоторых водоемов. Это явление получило название антропогенной эвтрофикации (от греческого антропос - "человек"), т.е. связано с человеком, его хозяйственной деятельностью. Установлено, что оно вызывается привнесением загрязняющих веществ, прежде всего - растворимых соединений азота и фосфора, которые поступают с полей, где используются органические и неорганические удобрения, а также со сточными водами предприятий, канализационными стоками. Чем меньше водоем, тем сложнее ему справляться с антропогенной нагрузкой.

Внимание! Один из вероятных процессов в эвтрофных водоемах - рост сине-зеленых водорослей (цианобактерий). Некоторые из них очень токсичны. Выделяемые этими организмами вещества относятся к группе фосфор- и серосодержащих органических соединений (нервнопаралитических ядов). Действие токсинов сине-зеленых водорослей может проявляться в возникновении дерматозов, желудочно-кишечных заболеваний; в особенно тяжелых случаях, при попадании большой массы водорослей внутрь организма, может развиваться паралич. Будьте особенно внимательны при работе с детьми на таких водных объектах. Не позволяйте детям трогать воду из них.

Обычно озерная котловина не полностью заполняется водой, ее граница условно определяется самым высоким уровнем воды, который наблюдался в прошлом. За время существования озера уровень воды в нем может колебаться. Такие многолетние колебания приводят к тому, что по склонам котловины возникают более или менее ровные площадки - это озерные террасы . В зависимости от прошлого водоема и истории его развития количество, ширина и высота террас могут быть разными. Они могут быть сложены песчаными или глинистыми отложениями - теми, которые в различные периоды жизни водоема отлагались на его дне. На крупных озерах террасы могут быть хорошо заметны невооруженным глазом. На небольших водоемах определить количество террас у озера можно путем нивелирования склона котловины (см. рис. 4 , главу 4. Изучение малой реки ). На вычерченном профиле озерные террасы обычно хорошо заметны.

Описание водоема

Начните исследование с изучения карты территории, где расположен ваш водоем. Сделайте привязку водоема к местности, т.е. укажите, на территории какого административного района он находится, вблизи каких населенных пунктов, лесничеств и т.п. Определите наличие и количество притоков (если они указаны на карте), выясните, к водосбору какой реки относится ваш водоем. Если это пруд и он находится в долине реки, то укажите, какая это река. Проверьте, не забыли ли вы сделать копию нужного вам участка карты и нанести на нее маршрут вашей экспедиции (см. главу Планирование исследования водного объекта ). Не забудьте также указать масштаб карты и подписать все названия.

Выполняя съемку плана водоема обходом по берегу (как это сделать - см. через несколько страниц, в разделе Основные характеристики водоемов ), одновременно займитесь подробным изучением окружающей местности. Прежде всего, уточните какие ручьи и речки впадают в ваш водоем, а какие вытекают, встречаются ли родники, опишите их и нанесите на план.

Берега водоема могут отличаться друг от друга на различных участках по составу слагающих пород, крутизне, характеру растительности. Отмечайте все особенности берегов, и старайтесь давать им подробные описания, например такие: "Северный берег - крутой, песчаный; южный - низкий, торфяной". В нескольких точках, там, где хорошо выражена крутизна берега, желательно выполнить нивелирование склона (подробно об этом написано в главе 4. Изучение малой реки ) и определить, чем сложен берег (табл. 4 ).

Опишите характер растительности на прилегающей к водоему территории, запишите в дневнике, каких животных и птиц вам удалось увидеть на его берегах. Обратите внимание и на деятельность человека на водосборе и в непосредственной близости от водоема - наличие сельскохозяйственных и промышленных предприятий, мест организованного и неорганизованного отдыха и т.п. Все описанные объекты необходимо указать на плане с помощью условных знаков (см. рис. 3 в главе 4. Изучение малой реки ).

Много ценной информации можно получить от местных жителей. Вы можете расспросить их о том, есть ли рыба в водоеме и какая, каких животных они встречают на его берегах в течение года, цветет ли вода летом и замерзает ли зимой. Узнайте, где глубины больше и где меньше, какова наибольшая глубина в водоеме, какое у него дно - это обеспечит безопасность ваших работ на водоеме. Если самим измерить глубину не представится возможным, эти сведения могут стать единственными. Постарайтесь также выяснить, для каких целей местные жители используют водоем. Для искусственных водоемов важно выяснить, когда и с какой целью они были созданы, а также каким образом (копаные, запрудные и т.д.)

Далеко не каждый малый водоем и его притоки имеют название на карте. Но обычно у всех природных объектов есть местные названия, которыми пользуются жители окрестных городов и деревень. Иногда таких названий может быть не одно, а несколько. Постарайтесь найти людей, которые смогут рассказать вам об истории водоема, о легендах, с ним связанных. Запишите все услышанное, укажите фамилию, имя, отчество человека с которым вы разговаривали и место его жительства.

Основные характеристики водоемов

Существуют несколько важных числовых характеристик, дающих представление о размерах озера. К ним относятся площадь озера, его длина и ширина . Если в вашем распоряжении оказалась подробная карта водоема, то на стадии предварительного исследования необходимо определить его площадь (S) . Проще всего это сделать, если контуры озера с карты перенести на миллиметровую бумагу. В этом случае сначала определяется площадь зеркала водоема в квадратных сантиметрах, а затем пересчитывается с учетом масштаба. Также по снятой копии водоема можно определить: длину, наибольшую ширину и среднюю ширину.

Длиной водоема (L) называется расстояние между двумя наиболее удаленными точками на его береговой линии, измеряемое по водной поверхности (линия АБ на рис. 9). Наибольшая ширина (B) - это длина отрезка перпендикулярного длине в самом широком месте водоема, от берега до берега (линия ВГ на рис. 9). Средняя ширина (b ср. ) определяется из отношения площади водоема к его длине (S/L ).

Рис. 9. Характеристики размера озера.

АБ -длина (L )

ВГ - наибольшая ширина (B )

Важной характеристикой водоема является его проточность , т.е. наличие или отсутствие у него притоков и вытекающих из него рек. Если из озера или пруда вытекает река или ручей, то такой водоем называется сточным . Если сточное озеро также принимает какой-либо приток, то его называют проточным . Бессточные водоемы могут иметь притоки, но сами они стока не имеют (т.е. из них ничего не вытекает). Существуют еще глухие озера, которые не принимают притоков и не дают поверхностного стока, они обычно встречаются в лесу среди болот и невелики по размерам. Проточность во многом определяет то, как сменяется вода в водоеме - быстро или медленно, т.е. характер водообмена в водоеме. Скорость водообмена озера или пруда имеет значение для формирования качества воды в нем и его способности к самоочищению.

Как выполнить съемку плана водоема. Если вы планируете исследовать водоем, который не нанесен на карту, то вам придется самостоятельно составить план водоема и прилегающей к нему территории, а затем по нему определить размеры озера или пруда. Имеет смысл сделать съемку плана водоема и в том случае, если вы пользуетесь достаточно старой картой местности, - за несколько десятков лет очертания и размеры водоема могли сильно измениться. Такой план будет ценным документом и, вполне возможно, понадобится не только вам.

Для составление плана малого водоема используют глазомерную съемку .

Необходимое оборудование:

компас,

рулетка,

несколько вешек,

линейка,

планшет (дощечка), закрепленный на шесте или треноге.

Самый простой способ съемки - обход вокруг водоема, вдоль береговой линии. Ломаная линия, по которой проводят съемку, называется магистральным ходом (АБВГДЕ на рисунке

Его следует прокладывать так, чтобы он проходил поблизости от береговой линии, и при этом, по возможности, было меньше поворотов. В точках поворотов А, Б, С и т.д. устанавливают вешки. Для удобства их можно пометить с помощью ярких тряпочек или ниточек. Вместо вешек можно использовать любые хорошо заметные предметы на берегу - деревья, кусты, крупные камни. После того как размечен магистральный ход, приступают непосредственно к съемке.

1. Закрепите на планшете лист бумаги. Нарисуйте на нем стрелку "север - юг" (С-Ю). Выберите масштаб с таким расчетом, чтобы план уместился на планшете, и укажите масштаб в нижнем правом углу листа.

2. Планшет устанавливается в точке А и с помощью компаса ориентируется относительно сторон света: направление стрелки С-Ю совмещается со стрелкой компаса.

3. Линейка из точки стояния А наводится другим концом на точку Б (взгляд наблюдателя при этом должен находится на уровне планшета). По линейке проводится линия. Затем расстояние АБ по берегу надо измерить рулеткой, отложить его на проведенной линии с учетом масштаба и отметить точку Б.

4. Расстояние АБ разбивается на несколько равных отрезков, например через 10 м и в конце каждого отрезка проводится перпендикуляр от линии АБ по направлению к водоему. На местности в соответствующих точках измеряется расстояние до линии уреза воды и в масштабе откладывается на плане.

5. Затем наблюдатели с планшетом переходят в точку Б, ориентируют планшет относительно направления север-юг и повторяют измерения. Соединив полученные точки (концы перпендикуляров), получаем план водоема.

6. На плане необходимо указать впадающие и вытекающие из водоема ручьи и речки, и направление течения в них (стрелками) (рис. 10).

Рис. 10. Глазомерная съемка плана водоема (АБВГДЕ - магистральный ход; пунктиром обозначены линии перпендикуляров).

По полученному плану определяются показатели размера водоема, о которых говорилось выше. Важно учесть, что для проведения перпендикуляров и измерения по ним расстояния необходимо выбирать достаточно пологие участки берега, чтобы избежать больших ошибок.

Если вы имеете дело с совсем небольшим водоемом, например прудом, то его ширину и длину можно измерить непосредственно на местности. Для этого потребуются:

катушка с размеченным шпагатом;

несколько колышков.

Линии длины водоема и его наибольшей ширины выбирают на глаз и отмечают колышками на берегу. Катушку со шпагатом закрепляют в одной из точек и начинают разматывать ее, перемещаясь по берегу. В противоположном конце измеряемой линии шпагат слегка натягивают и по разметке отсчитывают длину или ширину водоема. Контуры береговой линии проводятся на глаз. По полученному таким образом плану вычисляют площадь водоема.

Измерение глубин водоема. Перед началом измерения глубин в озере или пруду еще раз повторите правила безопасности при работе на воде, а также посмотрите главу 4. Изучение малой реки. Вы должны иметь представление о том, какие глубины и где могут встречаться в изучаемом водоеме - об этом можно расспросить местных жителей или рыбаков. Если выяснится, что водоем глубокий - откажитесь от измерений и используйте полученную информацию в качестве данных о глубине озера или пруда.

Озера и пруды имеют обычно большую глубину, чем безопасная для детей (высота резиновых сапог), поэтому проводить измерения глубины скорее всего будет можно только взрослым, да и то с помощью лодки.

На плане озера или пруда наметьте маршруты, по которым вы будете проводить промеры глубин. По меньшей мере их должно быть два - один вдоль линии длины водоема, а другой

Поперечный к этой линии. Если водоем небольшой, можно наметить несколько поперечных профилей, лучше через равные промежутки. Но могут быть и другие маршруты для измерения глубин, если они представляются вам более удобными и доступными (рис. 11).

Рис. 11. Возможные маршруты промерных работ на водоеме (I, II, … - номера промерных маршрутов).

Глубины на озерах и прудах определяют прямыми измерениями с лодки с помощью промерной рейки - об этом подробно написано в главе 4. Изучение малой реки. Если вы изучаете небольшой пруд, то по выбранной промерной линии натягивается размеченная на деления веревка и закрепляется на берегах. Продвигаясь вдоль веревки на лодке, через определенное расстояние измеряют глубину. Данные измерений заносят в журнал, не забывая отмечать особенности грунта и водной растительности.

Если вы работаете на таком водоеме, размеры которого не позволяют натягивать и закреплять веревки, то задача несколько усложняется, т.к. в этом случае важно правильно определить местоположение на плане точки измеренной глубины. При серьезных научных исследованиях для этого используют сложные геодезические приборы. Мы предлагаем вам воспользоваться другим, более простым способом. Он, конечно, менее точен, чем

инструментальные исследования, но вполне подходит для небольших водоемов. Делается это следующим образом.

Начало и конец промерной линии обозначаются на берегах хорошо заметными предметами. Такие предметы, обозначающие положение створа имеют специальное название - створные знаки . В начальной точке 2-3 человека садятся в лодку и начинают небыстро грести от берега по направлению к створному знаку на другом берегу. Через равное, одинаковое число гребков веслами (5, 10 и т.д. в зависимости от длины промерного маршрута) делается остановка и измеряется глубина водоема в этой точке. В журнал записывается номер точки (остановки), измеренная глубина и общее количество гребков на маршруте. При таком способе выполнения промеров большая ответственность ложится на того, кто будет сидеть на веслах, т.к. перед ним стоят две задачи - двигаться по намеченной линии и грести небыстро и равномерно. Поэтому лучше всего, если эту роль возьмет на себя наиболее ответственный взрослый из группы.

После завершения измерения глубин, на плане водоема нанесите линии промеров (лучше карандашом). По общему числу гребков весел на каждой отдельной линии и по расстоянию в гребках между промерными точками определите их местоположение. Около каждой точки надпишите полученное значение глубины водоема. На таком плане можно провести изобаты - линии равной глубины (рис. 12). Сначала надо выбрать, с каким шагом вы будете их проводить - через 0,5; 1,0; 2,0 м, - это зависит от выбранного водоема. При этом линия берега является нулевой изобатой. Предположим, что вы решили проводить изобаты через 1,0 м. В таком случае на всей площади водоема определяют точки с глубиной 1,0 м и соединяют их плавной линией. Затем проводят 2-метровую, 3-метровую изобаты и т.д. Каждую изобату необходимо подписать, причем так, чтобы цифры верхом были направлены в сторону увеличения глубины (рис. 12). После того, как изобаты нарисованы, все дополнительные линии и числа, кроме точки наибольшей глубины, можно стереть, а изобаты и береговую линию обвести тушью или фломастером. Такой план в изобатах дает наглядное представление о распределении глубин в водоеме.

Рис. 12. Построение плана озера в линиях равной глубины (изобатах)

Если вы измеряли глубины в водоеме только по одной промерной линии, то в этом случае план распределения глубин построить не удастся. В этом случае можно начертить профиль глубин (рис. 13). Подберите масштаб чертежа - горизонтальный и вертикальный - таким образом, чтобы изображение получилось наглядным и не искажало действительного

соотношения глубин в водоеме. По горизонтали откладываются расстояния между промерными точками, а по вертикали - измеренные значения глубины. Можно также указать тип грунтов в различных точках. Обязательно укажите направление профиля, соответствующее направлению промерной линии - например, "Профиль глубин оз. Глубокое по линии АБ".

По результатам проведенных вами наблюдений и исследований можно составить "Экологический паспорт водоема" (см. Приложение 3 ).

Рис. 13. Профиль глубин водоема

Измерение температуры воды в водоеме проводят так же, как и на реке (о необходимом оборудовании и порядке выполнения работ см. в главе 4. Изучение малой реки ). Обратите внимание на то, что при работе с детьми можно использовать только спиртовой термометр.

При изучении озер и других водоемов важно проводить измерения температуры не только на поверхности, но и в глубинных слоях. При этом надо постараться свести к минимуму влияние более теплых поверхностных слоев воды при подъеме термометра наверх. Сначала необходимо выяснить глубину в месте измерения температуры и проверить, нет ли на дне камней, чтобы при опускании термометра не ударить его и не разбить. Затем термометр надо обернуть ватой для предохранения от влияния верхних слоев воды, и привязать его к размеченной веревке. Термометр опускают в воду, отсчитывая глубину по разметке на веревке - нижняя часть термометра должна находиться на расстоянии нескольких сантиметров выше дна. У дна термометр выдерживают в течении 10 минут, а затем быстро поднимают наверх и также быстро снимают показания. При всех работах с термометром надо соблюдать осторожность, чтобы не разбить его.

Есть еще много интересных параметров, которые расскажут вам о состоянии реки или озера. Готовы продолжать? Если да, то следующая глава - для вас.

Примечания

* По данным Института озероведения РАН к малым озерам относятся водоемы с площадью менее 1 км2 . К малым водохранилищам относятся имеющие объем в интервале 1-10 млн. м3 . Авакин А.Б., Салтанкин В.П., Шарапов В.А. Водохранилища. - Сер. Природа мира. - М.: Мысль. 1987. - 325 с.

Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.

Растения водоемов

Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.

Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).

Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.

Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.

Растения и животные

Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.

Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).

Без кого река жить не может

Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).

Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.

Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.

Моллюски

Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).

Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.

Жизнь рака

Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).

Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.

Стрекоза

У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).

Одноклеточные

Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).

Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.

Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.

Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).

Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).

Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).

Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.

В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).

Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.

В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.

Подведение итогов

Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html

источник видео:

Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.

Растения водоемов

Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.

Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).

Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.

Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.

Растения и животные

Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.

Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).

Без кого река жить не может

Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).

Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.

Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.

Моллюски

Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).

Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.

Жизнь рака

Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).

Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.

Стрекоза

У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).

Одноклеточные

Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).

Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.

Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.

Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).

Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).

Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).

Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.

В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).

Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.

В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.

Подведение итогов

Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html

источник видео:

Ответ: Озеро Байкал – величайшее пресное озеро на нашей планете. Оно неразрывно связанно с Россией и является одним из ее символов. Расположенное рядом с центром Азии, озеро Байкал известно во всем мире. Байкал – древнейшее озеро Земли. Ему около 25 миллионов лет. Озеро лежит в глубокой впадине, окруженной со всех сторон горными хребтами. Байкал является глубочайшим озером Земли. Его максимальная глубина составляет 1620 метров. Это позволяет Байкалу при сравнительно небольшой площади поверхности (31500 км2.) заключать 20% общемировых запасов пресной воды.

Говоря об исключительной чистоте Байкала, следует упомянуть одного из его обитателей, благодаря которому воду из озера можно безбоязненно пить без какого бы то ни было дополнительного очищения. Это крохотный рачок эпишура, являющийся одним из эндемиков озера (то есть он не встречается нигде, кроме Байкала). Именно этот рачок, многократно пропуская через себя воды озера очищает ее. Эпишура не единственный байкальский эндемик. Две трети представителей флоры и фауны озера живут только в Байкале. Наиболее известны байкальская нерпа, байкальский омуль, байкальский тюлень, некоторые виду бычков, а также живородящая рыба голомянка. Всего в озере обитает 2,6 ты. Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем. Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. Замечательна и такая неотъемлемая часть жизни великого озера, как массовый выход на берега бурых медведей, целиком обусловленный особенностями природы Байкала. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень на Земном шаре. Растительность Байкала – это тайга и таежные травы и цветы.

Среди деревьев здесь преобладают кедровый стланик, знаменитая сибирская лиственница и, конечно же, всем известная сибирская кедровая сосна. Тут же можно встретить редчайшее растение рододендрон даурский. Рододендрон очень красивое растение, которое покрыто розовыми цветами, диаметр которых нередко достигает 7 см.

Флора озера Байкал представлена огромным количеством лекарственных растений. Здесь их насчитывается более 1000 видов. К самым знаменитым из них можно отнести: родиола розовая, толокнянка, солодка, бадан, боровая матка, анис, брусника, ромашка, щитовник, орляк, полынь и т.д.

Не стоит и забывать о флоре и самого озера. Она здесь представлена разнообразными водорослями и различными одноклеточными организмами. Всего их насчитывается не менее 250 видов.

Растения озера Байкал находятся под тщательной защитой и охраной, т.к. очень большое количество растений находится на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.