Пять успешных посадок на воду. Заплатки на глобусе Аварийную посадку назовут чудом на гудзоне

8 сентября в российский прокат выходит фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» — основанная на реальных событиях драма о феноменальном летчике Чесли Салленбергере, которого сыграл Том Хэнкс. В январе 2009 года Салленбергер после отказа обоих двигателей посадил самолет Airbus A320 на реку Гудзон. В преддверии премьеры «Газета.Ru» побеседовала с Салленбергером.

— Как вы оцениваете работу ?

— Я думаю, это отличная работа, и не только потому, что было достигнуто внешнее сходство. Для меня было очевидно, что, готовясь к роли, он просмотрен массу документального материала, прослушал аудиозаписи, просмотрел интервью, которые я давал. Он один из тех, кто рассматривает актерское искусство как технологию, относится к ролям очень кропотливо, и это позволило сделать героя максимально живым. Он физически, ментально и эмоционально вжился в эту роль. Том говорил мне, как трудно для него оценить со стороны свою игру, но ему удалось уловить и передать напряжение и драматизм и в момент посадки на воду, и в процессе расследования (которое проводила Комиссия по транспортной безопасности. — «Газета.Ru»).

Чесли Салленбергер

Chuck Burton/AP

— Когда решил делать фильм об этой истории, как вы отреагировали?

— Продюсеры предложили превратить в сценарий мою книгу «Высочайший долг» в 2010 году. Однако прошло время, прежде чем этот сценарий приглянулся Клинту Иствуду и он начал снимать фильм. Когда стало известно, что Клинт этим занимается, я очень обрадовался — стоило подождать, чтобы найти режиссера, который воплотит эту историю достойным образом.

— Как вы относитесь к тому, что, несмотря на проявленный вами героизм, вы фактически попали под суд?

— Разумеется, это была сложная ситуация.

Я думаю, что комиссия пыталась докопаться до правды, какой бы она ни была, не слишком заботясь о моей профессиональной репутации, а остальные фигуранты преследовали каждый свои цели.

Для многих я мог стать козлом отпущения. Но у меня не было беспокойства, что меня признают виновным в произошедшем. Меня беспокоило только то, действительно ли я правильно оценил ситуацию и сделал ли я правильный выбор.

— Простите, но не могу не спросить, как вам удалось так быстро среагировать в той экстремальной ситуации?

— Я был тем человеком, который нес ответственность, я был командиром судна. Моя должность так и называлась — «командир воздушного судна». Поэтому я начал действовать немедленно, хотя это была ситуация, с которой мы никогда не сталкивались. К тому же эти наши учебные симуляторы не учат садиться на воду. Единственным тренингом, который мы получили по поводу посадки на воду, была теоретическая дискуссия в летной школе. И тем не менее мы впервые в истории посадили самолет на воду и сделали это правильно всего за 209 секунд. При этом я был абсолютно уверен, что я смогу это сделать. У меня и мысли не возникло, что я умру в этот день. Я не думал о том, что не смогу победить. Однако я не знал, насколько жесткой будет посадка и сколько времени самолет может продержаться на воде.

Но мне удалось приземлиться так, чтобы спасатели смогли прибыть как можно быстрее — это было решающим фактором в такой холодный день.

— Кроме экипажа вы много раз благодарили пассажиров, которые в таких страшных обстоятельствах вели себя очень дисциплинированно. Как у них это получилось в такой стрессовой, смертельной ситуации?

— Несмотря на то что каждый человек действовал в собственных интересах, были люди, которые помогали другим. Там была женщина в инвалидной коляске, и пассажиры, и экипаж помогли ей и ее взрослой дочери выбраться наружу. Была семья из четырех человек с двумя детьми, одному из которых было девять месяцев, и другие пассажиры им помогали. Так что не было такого, что каждый был только сам за себя. Конечно, были и крики, и толкотня, но я очень горжусь тем, как вели себя пассажиры и члены экипажа. Наверно, все так хорошо завершилось, потому что люди действовали заодно в такой тяжелой ситуации.

— Есть инженеры, которые говорят, что через пять лет в небе будут летать самолеты, которыми будут управлять автопилоты, но ваш пример говорит о том, насколько важен человеческий фактор в этой профессии. Как вы относитесь к этой перспективе?

— Я думаю, что лучшие системы — это те, которые уделяют достаточно внимания и человеческому, и техническому фактору.

Каждый человек и каждая технология имеют и свои сильные, и свои слабые стороны, и мы должны отвести каждому подобающую ему роль, чтобы сделать всю систему более жизнестойкой.

Я могу обратить ваше внимание на недавнее выступление главы Национального совета по безопасности на транспорте Криса Харта, который выступал с речью в Ассоциации гражданских пилотов. Он вспомнил наш случай и сказал, что сегодня такая ситуация, к счастью, не должна повториться — как раз благодаря технике. Но в то же время он подчеркнул, что люди — это менее предсказуемая часть, но и наиболее адаптивная. Технология может делать то, для чего она была запрограммирована, а человек может справиться с тем, что происходит неожиданно.

— Какой совет вы можете дать молодым пилотам, которые привыкли полагаться на технику?

— Пилота делает успешным то, что я называю профессиональным подходом, — дисциплина плюс умение бороться с отвлекающими факторами. Необходимо выявлять ошибки, прежде чем они смогут нанести вред, и я верю, что этому можно научиться.

— «Чудо на Гудзоне» скоро покажут в России. Хотели бы вы приехать сюда и встретиться с российскими пилотами, которые тоже с интересом будут смотреть фильм?

— Да, конечно. У меня, кстати, был разговор с российскими пилотами год спустя после истории 2009 года.

И кто-то из них сказал, что русские всегда считали, что их пилоты лучше, но у американцев лучше самолеты.

Но после 2009 года они решили это пересмотреть и пришли к выводу, что американские пилоты не хуже. Я был польщен этим комплиментом.

Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.

Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.

Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".

Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".

О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.

"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.

Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".

Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.

Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".

Швартовка с неба

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .

Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.

На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.

Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.

Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

ДОСЬЕ "РГ"

Самые удивительные посадки

17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.

12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.

22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.

, Санкт-Петербург

Ни один транспорт в мире не привлекает к себе столько внимания, сколько самолет. Любое опубликованное в интернете видео взлета или посадки тут же набирает сотни тысяч просмотров и десятки тысяч лайков. Многотонная конструкция, которая с легкостью отрывается от земли и уносит в небо несколько сотен человек, всегда будет приковывать к себе взгляды. Ведь для большинства полет самолета - это почти чудо, которое невозможно объяснить никакими законами физики.

В реальной жизни все более прозаично: самолет взлетает благодаря подъемной силе, которую создают двигатели и крылья, а управляет всем этим пилот, который оказался за штурвалом не благодаря папиному блату, а после учебы в вузе, различных курсов повышения квалификации и сотен пройденных тестов.

Гражданской авиации уже больше ста лет. Первый полет пассажирского самолета состоялся 12 февраля 1914 года - лайнер «Илья Муромец» поднял в воздух 16 человек и собаку. Но до сих пор миллионы людей задаются вопросом - как летает самолет? А любое авиационное происшествие неизбежно становится новостью номер один во всех мировых СМИ.

Уже сто лет работа авиаконструкторов подчинена одной цели - сделать полет более безопасным. И им это неплохо удается.

По безопасности среди всех видов транспорта самолет уступает только поездам. И хотя аэрофобов вряд ли что-то переубедит, но с цифрами не поспоришь: в 2015 году по всему миру было выполнено 34 млн рейсов, а разбилось 16 самолетов, погибло 560 человек (в России на дорогах в 2015 году погибли 23 114 человек).

На пять миллионов полетов в мире в 2016 году лишь два были фатальными. Это самый низкий показатель за всю историю гражданской авиации.

Для сравнения, в 2014 году в мире произошло 12 авиакатастроф, в которых погибло 640 человек. В 2012 году случилось чуть более 20 авиакатастроф, в 2011-м воздушные лайнеры разбивались 28 раз. Худшим же в истории гражданской авиации признан 1972 год: тогда потеряли жизнь 2370 человек в результате 72 авиакатастроф.

Чтобы число авиационных происшествий и количество погибших в них людей неуклонно снижалось, самолеты еще на этапе проектирования на земле подвергают таким перегрузкам, которые в реальной жизни не случаются никогда.

Например, новейшая модель от Boeing - лайнер 787 Dreamliner - на испытаниях провисел на «дыбе» три года. Его крылья были зажаты в огромные тиски, а концы заломлены вверх с отклонением от стандартного положения на восемь метров. Так инженеры изучали «усталость» металла. Всего же за время испытаний «подопытная модель» 787-го пережила несколько жизней обычного лайнера.

Но как бы ни совершенствовались технологии, какими бы умными не были авиационные компьютеры, главным гарантом безопасности полета остается пилот. Именно от его профессионализма зависят жизни пассажиров и экипажа. Для этого он годами оттачивает свое мастерство на тренажерах, каждые полгода проходит врачебную комиссию, сдает десятки тестов на аттестацию.

И хотя пассажиры в случае любой нештатной ситуации на борту чаще обращаются к Богу, чем уповают на мастерство пилота, именно от его умения зависит сохранность воздушного судна и людей. В 1982 году пилоты Boeing-747 авиакомпании British Airways смогли предотвратить катастрофу даже тогда, когда у самолета на высоте 11 км отказали все четыре двигателя. Уже когда лайнер снизился до 3 км от земли, они смогли запустить все двигатели и приземлиться в аэропорту одного из индонезийских островов. Никто из находившихся на его борту 263 человек не пострадал.

В августе 1963 года лайнер Ту-124 «Аэрофлота», летевший из Таллина в Москву, вынужден был приводниться на Неву в Ленинграде из-за отказа обоих двигателей. Никто из 45 пассажиров и семи членов экипажа не пострадал.

Эта посадка стала одним из шести случаев приводнения самолетов, в результате которых не было погибших. Последний такой инцидент произошел в Нью-Йорке в 2009 году. 15 января лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways выполнял рейс Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 90 секунд после взлета в аэропорту Ла Гуардия самолет столкнулся со стаей канадских гусей. Отказали оба двигателя. Экипаж под руководством 57-летнего Чесли «Салли» Салленбергера благополучно посадил воздушное судно на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили.

Авиационное происшествие в тот же день окрестили «Чудом на Гудзоне». 8 сентября 2016 года в прокат вышел фильм, рассказывающий об инциденте. Режиссером картины стал Клинт Иствуд, а главную роль капитана «Салли» Салленбергера сыграл обладатель «Oскара» Том Хэнкс. Также в «Чуде на Гудзоне» снимаются Аарон Экхарт в роли второго пилота и помощника Салли Джеффи Скайлза, и номинантка на премию «Оскар» Лора Линни в роли жены главного героя Лоррейн Салленбергер.

Фильм снят по сценарию Тодда Комарники по мотивам книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Highest Duty». Продюсерами проекта стали Клинт Иствуд, Фрэнк Маршалл, Эллин Стюарт и Тим Мур. В качестве исполнительных продюсеров выступили Кипп Нельсон и Брюс Бергман.

В работе над фильмом к Иствуду присоединились несколько его давних соратников, с которыми в прошлый раз режиссер работал над мировым хитом «Снайпер»: оператор Том Cтерн и художник-постановщик Джеймс Дж. Мураками. Оба они были номинированы на «Оскар» за фильм «Подмена».

Картина рассказывает не только о самом чудесном спасении лайнера и пассажиров, но и о судьбе пилота после этой истории. Несмотря на то, что общество и пресса были готовы носить Салли на руках, за уникальным примером авиационного мастерства последовало расследование, угрожавшее разрушить его репутацию и карьеру.

Реальный же самолет, приводнившейся на реку, был поднят и куплен Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (штат Северная Каролина). Сейчас его может увидеть любой желающий.

Чесли «Салли» Салленбергер после аварийной посадки покинул авиакомпанию и занялся продвижением программы, которая помогает молодым людям делать первые шаги в гражданской авиации. Также он пишет книги, выступает с лекциями об авиационной безопасности и воспитывает двух дочерей.

В честь Салленбергера канадская группа Electric Youth написала песню A Real Hero. В 2012 году композиция была номинирована для MTV Movie Awards в категории Best Music.

Авиакомпания US Airways, в которой с конца 80-х годов работал Салли Салленбергер (в то время это был крупнейший авиаперевозчик мира по числу ежедневных рейсов), в прошлом году прекратила свое существование, слившись с American Airlines. Последний рейс US Airways выполнила 17 октября из Сан-Франциско в Филадельфию. Номер рейса был 1939 - год основания авиакомпании.

Одна из самых ожидаемых премьер сентября - американский фильм «Чудо на Гудзоне», снятый режиссёром Клином Иствудом. Сценарий Тодда Комарники основан на реальных событиях 15.01.2009, когда пилотами авиарейса Нью-Йорк - Шарлотт была совершена аварийная посадка на Гудзон воздушного судна компании US Airways спустя 308 секунд после взлёта. Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.

Авиационное происшествие

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.

На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.

Экипаж

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа.

Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов.

Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.

Экстренная посадка

Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.

Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.