Личное и жизненное пространства. Жизненное пространство Смотреть что такое "Жизненное пространство" в других словарях


Жизненное пространство и жизненные силы современного человека
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в конце XX -начале XXI века проблема человека и его социального бытия, всегда находившаяся в центре философских исследований, приобрела особое звучание. Специфика современной социо- культурной ситуации заключается в том, что вследствие взрывного расширения проектно-преобразовательной деятельности обострилась проблематичность человеческого существования. Происходящие в настоящее время динамические преобразования социальной реальности сделали проблему пространства весьма актуальной, что заставляет по-новому взглянуть на нее как на категорию, выражающую важнейшие формы социального бытия человека и как на фактор перемен в жизни общества. В формирующемся новом философском этносе осуществляется кардинальная переоценка ценностей. Общественные изменения, происходящие в пространстве социума, не могут не сказываться на личных судьбах людей, в связи, с чем главной и постоянной ценностью культуры и истории признается сам человек, его жизнь как ценность, первоочередность защиты которой составляет в настоящее время смысловую доминанту социально-философской мысли. В этой связи особое значение приобретает категория « жизненное пространство», являющаяся одной из важнейших категориальных структур, приобретающих актуальность в современных условиях.
Применение и использование категории «жизненное пространство» в социально-философских исследованиях, ее тематизация в новых и самых разнообразных контекстах, возрастание ее ценностной и смысловой нагруженности свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данному феномену человеческого бытия. Однако мы имеем дело с еще недостаточно изученной, сложной и многогранной реальностью, в связи, с чем встает необходимость дальнейшего углубленного исследования жизненного пространства человека.
Тема понимания человека в опыте конструирования пространства инициируется и обусловливается потребностью в поиске методологических оснований, построении новых теоретических перспектив изучения жизненного пространства человека.
Анализ социального бытия человека в современном мире показывает дефицит способности понимания и вызываемое данным фактом частичное «выбывание» человека из жизненного пространства, пространства его актуального - субъективированного, осмысленного, освоенного, ответственного - бытия. Пульсация событий современной жизни (которые не всегда могут быть изучены с помощью логических и научных методов), возможные альтернативы грядущего направляют философскую рефлексию к пониманию человеческого бытия, понимающему подходу в изучении жизненного пространства человека.
Актуальность темы определяется необходимостью новых теоретических подходов к осмыслению феномена жизненного пространства человека. Целый ряд проблем, таких как соотношение категорий «жизненный силы» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других не прошел еще этапа своей постановки, что обусловливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Успешность процесса самоосуществления человека и его самоопределения (в границах, как собственного жизненного пространства, так и пространства социума) зависят от того, насколько продуктивно он преодолевает возникающие препятствия, созданные как открытым характером его бытия, так и всем ходом его же собственной деятельности. Понимание в этом случае - акт поиска и обнаружения новых возможностей, усматриваемых в социокультурном бытии человека для осуществления человеком самого себя, обретения им своей собственной сущности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема «жизненного
пространства» является сравнительно новой и слабоизученной проблемой, стоящей на перепутье геополитической теории, экологии, философии и социологии и всех их направлений и подразделений. Немалое влияние на разработку данной категории оказывает и психология, так как жизненное пространство также является непосредственным объектом ее изучения. И на основе такой
% разносторонней принадлежности она исследовалась бессистемно, под разными
углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена жизненного пространства человека.
Термин «жизненное пространство» был введен в науку лишь в тридцатые годы XX века К. Хаусхофером и своим появлением обязан геополитическим проблемам. В концепциях геополитики системообразующим элементом жизненного пространства, определяющей формой жизни народа становится государство.

Несмотря на возросший интерес к проблеме жизненного пространства человека теоретическое ее решение нельзя считать завершенным.
Кроме того, многие аспекты жизненного пространства человека не получили достаточно широкого освещения, прежде всего такие, как соотношение категорий «жизненный силы» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других, что обуславливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной разработанности, определены объект и предмет настоящего исследования.
Объект исследования - жизненное пространство человека. Сложность объекта формируется наличием сознательной целеполагающей деятельности человека и ее ценностно-смысловой составляющей.
Предметом исследования в данной работе является понимание как особый духовный мир и мир действительных практик индивида по осмыслению социальной реальности и как способ социального конструирования жизненного пространства человека.
Цель реферативного исследования - анализ понимания в исследовании жизненного пространства человека и жизненных сил.
    Личность и ее жизненное пространство

    1.1. Понятие жизненного пространства



Категория «социальное пространство» существует в науке, в том числе в социальной философии уже не один век. Особенно популярным это понятие стало в последние десятилетия. И это неслучайно: экологический кризис, демографические взрывы, выход человека за пределы земной сферы, ускорение ритма жизни под влиянием бурных социально-политических и антропных процессов сделали проблему пространства, и прежде всего социального пространства, весьма насущной и актуальной.
В методологической рефлексии современного знания по проблемам социального пространства функционируют, дополняя друг друга, по меньшей мере, два различных образа социального знания, идейно-теоретические предпосылки которого восходят к исторически различным стилям философского мышления.

Взаимодействие жизненного пространства и жизненного мира происходит через определенные социальные институты, процессы, отношения,
в которые вовлекается человек, благодаря которым он действует в социуме. Жизненное пространство определяется способностью индивида освоить содержание компонентов и связей, наличествующих в жизненном мире. Находясь в жизненном мире, человек характеризует его для себя как мир возможного. Его жизненное пространство - это присутствующая здесь и сейчас актуальность. Переход возможного в действительное осуществляется благодаря специфически человеческому «миру понимания».
Понимание выступает как такое субъектное начало, которое обеспечивает единство индивидуальных сменяющихся проявлений личности и ее деятельности. Любое образование «мира понимания» есть некий сплав социального мира и понимающей активности субъекта. «Мир понимания» - это социальная действительность, освоенная человеком, социальная действительность, как она понята личностью, какое значение и смысл она имеет для наличного бытия в качестве совокупности его жизненного пространства и «горизонта» (социального и личного опыта индивида) понимания.
самопонимания является конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком. Через собственное изменение индивид оказывается способным повлиять на свое отношение с другими людьми. Данная социальная связь есть выход не только на понимание собственного жизненного пространства, но и возможность проникнуть в жизненный мир другого человека в современном обществе.

Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Идеалы и нормы того образа представления о социальном пространстве, который принято называть классическим, восходят к идеям Просвещения со свойственными ему «универсализациями разума и прогресса в качестве средств легитимации любых форм социального познания и действия». Принцип классического фундаментализма осуществляет обособление и фундаментализацию тех социальных отношений, которые считаются онтологически первичными в социальном пространстве. Примерами фундаментализации самых различных сторон и характеристик социального пространства, а также различных типов социальных отношений выступают общественный договор географическое положение и климат, материальные производственные отношения и т. д.

Жизненное пространство, по мысли К. Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.
К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.
Жизненное пространство изображалось К.Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.
К.Левин считал, что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.
Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.
Для более детального анализа К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов.
Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.
Дж.Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.
В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

2. Характеристики жизненного пространства личности

К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.
Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:
а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;
б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;
в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.
В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.
Л.П.Гримак выделяет две реальности: 1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством и 2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром. По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.
Их соотношение называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:
1. англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее – справа;
2. арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

Люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни, свой опыт они хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую из них. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

Итак, жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.
1. Широта жизненного пространства. Она определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к его жизни и которые нашли отражение в его картине мира.
2. Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах: а) внутриличностную дифференцированность б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства. Хотя К.Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства нет.
3. Степень организованности и согласованности ее частей. Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.
4. Проницаемость внешних границ жизненного пространства. Она может проявляться как в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.
5.Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.
6. Степень реалистичности – ирреалистичности жизненного пространства. Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.
7. Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности.
8. Степень заселенности жизненного пространства людьми. Определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.
9. Широта временной ретроспективы и перспективы. К.Левин отмечал, что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

    3.Жизненные силы человека
Концепция жизненных сил человека своими корнями уходит к витализму, описанному К.Л. Тимирязевым, вместе с тем отмечается и современное своеобразие понимания жизненных сил. Прежде всего обращение к жизненным силам человека (группы) нередко связано с попытками интерпретаций формирования картин мира социальными и персональными субъектами, своеобразие которых объясняется идеями существования генерирующих потоков, свойственных всем живым организмам. В научной литературе категория "жизненные силы человека" коррелируют с понятием "жизненные стратегии личности", категориями психологии и социологии, ориентированными на прогнозирование и проектирование социального поведения личности в нетипичных ситуациях. Такими категориями являются "события жизни", "жизненное ориентирование личности", "жизненное благополучие", "жизненный спех", "жизненная самореализация", "жизнеобеспечение", "жизненная среда", "жизнетворчество", "жизненные траектории", "жизненные ценности", "жизненные перспективы", "жизненный потенциал", "жизненная активность" и др.
3.1.Концепция жизненных сил человека
Под жизненными силами в нашем контексте понимается способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства. Эта концепция отражает стремление преодолеть абстрактность и отчужденность от жизни конкретного человека, социального субъекта, их социальных отношений и действий. Попытка "оживить" человека и социальные отношения стала основой формирования необходимости усиления внимания к проблеме личностного компонента в социальной жизни как процессу воспроизводства жизни через удовлетворение низших и высших потребностей индивидов в условиях конкретного жизненного пространства.
Несомненно, важным является положение о том, что основу осуществления социальной жизни составляют первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления. Они рассматриваются как целостные социальные отношения, возникающие при сопряжении жизненных сил и жизненного пространства, имеют многоуровневые проявления и понимаются как взаимосвязи между субъектами общественной жизни, средствами воспроизводства и ее оптимизации. Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и полагать, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельных индивидов.
Мы полагаем, что психосемантическая характеристика жизненных сил человека может быть описана через такие категории как "образ", "действие", "мотивация", "индивид", "личность", "индивидуальность", "психологическое время личности".
3.2. Категория образа
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира. Образ включен в систему жизненных отношений между человеком и миром. Объект восприятия и образ связаны между собой опосредованно, через длинную цепочку событий, происходящих во внешнем и внутреннем мире. Но отношениях образа и реального мира проявляются не только в ощущениях, восприятии, представлениях, но и виде сложных когнитивных структур, где образ – координатор и регулятор жизнедеятельности человека. Образ определяет целеполагание (модели построения будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устойчивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой конкретных психологических теорий и моделей.
Научные данные свидетельствуют о том, что в возникновении образов значительная роль принадлежит особенностям информационной системы человека (ведущая репрезентативная система) и механизм переработки информации – ограничениям.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств – "пяти каналов связи". Обычно у индивида имеется доминирование, преимущество одного из них, что приводит к формированию ведущей репрезентативной системы восприятия. Для тех людей, у которых развита визуальная репрезентативная система, окружающий мир представлен преимущественно зрительными образами. Преобладание слухового канала связи приводит к более легкому возникновению аудиальных образов; сенсорной чувствительности – кинестетической репрезентации. Таким образом, уже в процессе восприятия закладываются, дифференцируются индивидуальные картины мира, опосредующие различия жизненных сил отдельных субъектов. Преимущественная выраженность одной из репрезентативных систем у разных людей приводит и к неодинаковым моделям мира, которые они выстраивают, и к неоднозначным реакциям на одни и те же действия.
Психологические ограничения при формировании образа
Еще большая дифференциация жизненных сил человека связана со множеством ограничений в процессе формирования перцептивного образа. В этой связи стоит указать на следующие психологические ограничения:
* физические – недоступные человеческим органам чувств, т.к. сознание воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений;
* опыт человеческой социальности, выраженный в языковых значениях;
* индивидуальные – налагаемые личным опытом, личной ограниченной моделью мира, что является причиной неверного выбора и связано с ограниченными возможностями индивида.
Ограничения восприятия определяются механизмами
* генерализации,
* опущения,
* искажения.
Влияние особенностей знания индивида о себе
Усиление индивидуальных различий связано и со спецификой самого психологического знания индивида о себе, других людях, окружающем мире.
Одной из таких особенностей является многомерность и опосредованность психологического знания. Различают следующие его уровни:
* конкретный житейский психологический опыт (знания, проверенные на достоверность личными переживаниями) и основанная на нем активность индивида;
* обобщенный психологический опыт, полученный в определенных социальных группах (семье, школе, работе и др.), который входит в систему ценностей как регулятор межличностных отношений. Этот опыт представлен в различного рода социальных и личностных стереотипах. Частично он отражен в пословицах, поговорках, обрядах, традициях, ритуалах. Это обыденный уровень знаний, формирующий обыденную психологию, позволяющую прогнозировать результаты деятельности (своей и членов группы) в аналогичных (замкнутых в социальной группе) условиях. * научное знание о людях (обобщенное, закономерное, достоверное, сформированное в научных парадигмах и категориях).
Резюмируя, можно сказать, что сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений. Нервная система постоянно искажает или опускает необозримые области действительного мира.
Социальное действие
Структура человеческой активности в обществе хорошо описывается категорией "социальное действие" как совокупной составляющей социологии и психологии. Категория действия позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющих, их взаимозависимости и взаимопереходы, осмыслить целесообразность человеческого действия как основы организации поведения. Действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою структуру, тактику, стиль.
Действие социальное – простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентаций индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Своеобразие понимания действия М. Вебером состоит в акцентировании ведущей роли сознания.
Основные идеи М. Вебера получили свое развитие в работах Т. Парсонса, который практически не делал различия между понятиями "действие" и "поведение", относя их к составной части общей теории социального поведения. Т. Парсонс признавал зависимость сознательности действия от бессознательного, а ориентаций индивида на ответные реакции других людей – от "институализации" ценностей и "образцов культуры". Последние он рассматривал как принудительные нормы поведения и считал, что социальные, социокультурные, социально-психологические факторы обусловливают человеческое поведение. Т. Парсонс создал "общую систему человеческого действия", включив в нее "социальную систему", "систему личности" и "систему культуры". Для Т. Парсонса характерно системное (структурно-функциональное) понимание действия. Концепция действия получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х – начале 80-х годов в исследованиях И. Хабермаса. Наиболее известной является его работа "Теория коммуникативного действия". В ней он проследил теоретическую эволюцию теории социального действия и сформулировал концепцию, основанную на принятой им идее разрыва труда и "интеракции", неотчужденного "жизненного мира" и отчуждающей "системы" постиндустриального общества. По мнению Хабермаса, современное капиталистическое общество тормозит ("колонизирует") жизненную основу интерчеловеческих коммуникаций, в основе которых должен лежать принцип "технической рациональности".
Категория "действий" является основной структурной единицей социальной и психической деятельности как совокупности внешней и внутренней активности индивида, направленной на достижение сознательно поставленной цели. В этой связи она позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющие компоненты, их взаимозависимость и взаимопереходы, осмыслить целесообразность и мотивы поступков, действий как основы организации целостного поведения. В отечественной психологии психическая деятельность проанализирована в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.
Индивид как объект и субъект социального действия
Рассматривая социальную практику с позиций жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и применяя категорию "действия", следует отметить, что индивид является и объектом и субъектом социального действия в зависимости от роли, которую он в нем играет, занимаемой позиции, способов проявления индивидуальности и т.д. Как объект социального действия индивид испытывает влияние окружающего, занимая чаще всего пассивную позицию. Это проявляется в более жесткой внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность), склонности к стереотипным реакциям, ограниченности в социальном выборе; неумении найти разные пути существования, даже зная пути решения личных проблем; делать адекватный выбор и др.
Нестабильность социальных процессов в обществе с большой вероятностью приводит к возникновению опасности закрепления людей в статусе объекта социального действия, так как они не могут изменить общество, или место своего жительства, или свой статус. Следствием этого является рост социально-психической напряженности, приводящей к стойкой дезадаптации как отдельных людей, так и целых социальных групп. Личность в обществе, социальной группе часто является объектом социальных действий, так как не в силах изменить тяжесть социальной ситуации. Социальная и психическая дезадаптация, напряженность возникают тогда, когда человек продолжает быть объектом действия помимо своего желания.
Выступая как субъект социального действия, личность занимает активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъектности, опираясь на совокупные возможности жизненных сил и интенциональность.
Категория мотивации
Категория мотивация описывает совокупность различных побуждений к действию, ее психодинамические и психоэнергетические данные. В работах А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В. Вилюнаса, П.В. Симонова, А.В. Петровского и др. показана сложность, порой противоречивость этой категории, включающей в себя эмоциональные, когнитивные образования и др.
С помощью относительно устойчивых и относительно изменчивых параметров мотивации поддаются описанию цели, перспективы, иерархии ценностей, механизмы принятия решений, выбора поведения и другие существенные характеристики личности, группы.
Категория "мотивация" является одной из важных в понимании источников активности, но ее описания, содержащиеся в литературе, чрезвычайно разнообразны, порой противоречивы.
Несмотря на то, что теории мотивации, разработанные в психологических и социально- психологических системах координат, расходятся между собой и даже противоречат друг другу, они обладают общим пониманием человеческого поведения как, прежде всего, причинно-обусловленного. Причины же могут быть идентифицированы в качестве условий, создаваемых физиологическим состоянием человека и лежать внутри организма, либо брать начало вне его. Однако, как полагает И. Израэль, возможен и другой подход объяснения психического поведения – не каузальный. В таком случае более правильно, по мнению автора, вести речь о теории ограничения действия. Одно дело, утверждает он, поиск факторов мотивации и совсем иная стратегия – предполагать, что понятие мотивации составляет лишь особый словарь, и нужны исследования использования этого словаря в каком-то социальном контексте.
В целом под мотивацией понимают совокупность всех мотивов, побуждающих к действию. Отмечается, что содержательное описание мотивации безгранично, т.к. требует упоминания бытия человека, задач и ролей, которые он выполняет, являясь субъектом или объектом отношений и др. Психологическая характеристика мотивации описывается и со стороны динамического аспекта – процессуальные и энергетические стороны регуляции деятельности. Наряду с содержательными, динамическими аспектами психической мотивации выделяются и реализующие функции. В. Вилюнас описал источники всеобщего обнаружения и разнообразия мотивационных отношений человека: механизмы инстинкта, акта эмоционального переключения, эмоциональной фиксации, эмоционального заражения, ведущего к эмоциональному подражанию и др.
Таким образом, человек в каждый момент находится под влиянием множества актуализированных отношений и побуждений, составляющих мотивационное поле. Последнее определяет цели, и способы их достижения, связанные с субъективно переживаемым образом действительности.
Мотивационные системы
Внутри мотивационной сферы выделяются мотивационные системы, т.е. более простые "единицы", различающиеся мерой универсальности. Примером таких систем являются потребности. Мотивационные системы могут быть как природными, так и сформированными прижизненно. Часть таких систем, описанных с позиций когнитивной психологии, приводит Х. Хекхаузен. К ним он относит сложные психические образования, связанные с проявлением потребностей человека, например, в одобрении, общении, закрепляемые совокупностью оценок. В мотивации поведения это проявляется в формах когнитивного диссонанса и каузальной атрибуции.
и т.д.................

В литературе бытуют разные представления о данных пространствах, часть упомянута в статье "Жизненное пространство". Здесь изложены предложения, не претендующие на отражение ходовых точек зрения.

В личном пространстве человека целесообразно выделить материальную и духовную части. Личное духовное пространство можно определить как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Духовное пространство в значительной мере недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.

Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Наоборот, делиться своим опытом можно не только без ущерба для себя, а с выгодой для всех.

Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.

В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.

В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.

Таким образом, границы личного пространства объективно есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.

Жизненное пространство человека, семьи, организации, государства, всего общества - это то, что охватывается их деятельностью и в той или иной мере необходимо для этой деятельности. В частности, оно охватывает личное пространство человека.

В жизненном пространстве тоже можно выделить духовную и материальную части. Но здесь прежде всего надо обратить внимание на второе, так как вся духовность сосредоточена главным образом в головах здравствующих граждан, в их личных пространствах. А без людей книги, произведения искусства - это не более, чем скучная хронология египетских династий.

В самом широком плане материальное жизненное пространство каждого человека совпадает с жизненным пространством человечества - с планетой Земля. Возможно, в будущем оно расширится до масштабов Солнечной системы и Галактики, но пока условия там явно не благоприятствуют экспансии. Сегодня нетрудно побывать чуть ли не в любой стране. Но если даже гражданин отъявленный домосед, то он все равно в курсе мировых событий, которые непременно сказываются на жизни даже самых глухих уголков. Поэтому если выделять жизненные пространства каждого гражданина, то они сильно переплетены и взаимозависимы.

Жизненное пространство одного человека можно разделить на разные уровни, связанные соответственно с его страной, городом, предприятием, семьей, различными общественными организациями. Каждому уровню отвечают свои предметы, ресурсы, символы, правила поведения.

Хотя это можно оспаривать, но с некоторыми оговорками я бы включил в жизненное пространство человека множество других людей, и прежде всего, его ближайшее окружение. Сколь бы ни было это окружение самостоятельным, но именно оно признает права индивида, отражает его представления и защищает его интересы. По сути человек живет настолько, насколько он живет в других людях. Если его забыли, и он никому не нужен, то это уже не человек как член общества.

Поэтому наряду с освоением собственно пространств в метрах и ресурсов в килограммах, первостепенное значение имеет изучение представлений других людей, а также пропаганда своих идей, если индивид считает их полезными для себя и для общества. Когда налажено взаимопонимание между людьми, тогда резво пойдут и метры с килограммами. А в одиночку ничего не добьешься, и если даже оттяпаешь себе силой кусок ресурсов, то без посторонней помощи из него много не выжмешь.

Таким образом, жизненное пространство других людей фактически является продолжением пространства одного человека. Влияя на своих соседей, можно отчасти управлять их хозяйством и иметь от этого дополнительные возможности и приобретения. Нередко этот механизм используется в корыстных целях, и не так-то просто его сломать. На этом фоне разворачиваются социальные конфликты , где-то с неявными, а где-то с явными претензиями на господство и на расширение жизненного пространства, причем не только физического и материального, но и в умах граждан.

В современном мире борьба за умы приобретает особое значение. Информация вездесуща и сама по себе относительна дешева, она незаметно добирается до самых глубин духовного пространства человека и оказывается таким образом мощным инструментом манипуляций людьми и перераспределения общественного богатства. Сегодня перед изощренными средствами воздействия духовность человека оказывается незащищенной как никогда. Поэтому, открывая свою душу людям, нелишне беречь свое духовное пространство и следить, не поселились ли в нем опасные сорняки навязанных идей, на первый взгляд привлекательных, но ведущих к разобщению людей и потому губительных для себя и для общества.

Итак, понятия личного и жизненного пространства, конечно, не занимают центрального места в психологии и социологии, но при желании в них можно отразить важные аспекты личности и общественного развития. Н.В.Невесенко

Жизненное пространство

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально‑экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознано человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций . Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое.

…Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.

«1. Принцип связности (событие – всегда результат взаимодействия двух и более фактов).


2. Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт – это актуально существующий в жизненном пространстве факт).

3. Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем)» (Холл К. С., Линдсей Г., 1999, с. 304).

Временная перспектива

Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент“» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980 а). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.

Валентность

Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность . Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий – отрицательную . Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Если человек голоден, то гамбургер будет обладать для него положительной валентностью, а если сыт, то отношение к котлете, расположенной между двумя булочками, будет носить нейтральный характер. Если же индивид съел гамбургеров слишком много, тогда детище Макдональдса вызовет у него отторжение и будет иметь отрицательную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или „тенденция к передвижению“, имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение – это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил…» (Левин К., 2000 б, с. 61). Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

На основании конструкта валентности Курт Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта (Левин К., 1980).

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебание вызвано тем, что после осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности («и хочется и страшно»). Поведение человека в данной ситуации носит характер «челнока»: приближение‑удаление от объекта.

3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.

Таким образом, согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.

Практическое приложение теории поля: преддипломный стресс.

Поскольку «понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на практике» (Левин К., 1980 а, с. 131), разумно было бы проиллюстрировать возможности описания жизненного пространства как первого этапа на пути анализа феноменов психической реальности человека. Рассмотрим явление преддипломного стресса у некоторых студентов. Какие составляющие характеризуют их жизненное пространство в период за три‑четыре недели до защиты диплома?

«Сила теории Левина – в ее пригодности для решения многих проблем в форме, которая соответствовала бы осмысленному опыту» (Back K. W., 1992, р. 55).

Во‑первых, это, разумеется сама защита диплома. Большинство студентов не имели ранее опыта такой защиты, и этот регион является для них «зоной неизвестности». Даже самая подробная информация о том, как обычно проходит защита диплома, не является исчерпывающей. Поэтому с данным регионом связаны сектора, содержащие информацию о защите диплома: однокурсники, научный руководитель, преподаватели, рассказы родителей, визуализация ситуации защиты и т. д. Именно в отношении указанных регионов студенты совершают целенаправленные реальные и ирреальные локомоции для получения информации и снижения уровня напряжения в секторе «защита диплома». Чем больше секторов подобного «поиска», тем больше на них времени тратит студент, тем меньше времени остается на актуальное снижение напряжения в зоне «защита диплома», что приводит соответственно к увеличению времени работы в вечерние и ночные часы.

Во‑вторых, это зона «государственного экзамена», который, как правило, происходит после защиты диплома, но к которому готовиться надо заранее, поскольку объем необходимой для подготовки информации достаточно велик. Любые задержки, связанные со снижением напряжения в секторе «защита диплома», повышают напряжение в секторе «государственный экзамен». Это может происходить вплоть до того, что граница указанного сектора становится настолько непроницаемой, что до защиты диплома к этому сектору «не подступиться».

В‑третьих, это сфера досуга или «отвлечения», которая может быть обозначена такими секторами, как «отвлечение от учебы» (или «проветривание»), «совместная подготовка к экзамену», «отметить защиту диплома (сдачу экзамена)» и т. д. «Посещение» этих секторов может на некоторое время снизить напряжение региона «защита диплома». Поэтому границы данных сфер являются легкопроницаемыми при «вхождении» в них и труднопроницаемыми при выходе из них, то мы можем наблюдать эффект неравномерного распределения энергии, сопровождающийся диффузной активностью человека. Может наступить такая ситуация, что граница, связанная с регионом «защита диплома», становится настолько труднопроницаемой, а его валентность для человека в связи с этим приобретает такой отрицательный заряд, что человек производит впечатление беспорядочно мечущегося в поиске регионов для разбазаривания своей энергии. Он идет в библиотеку, но встречает однокурсников и беседует с ними два часа. Подойдя к библиотеке, он отмечает, что она закрыта на обед. Студент идет в кафе и проводит там время почти до закрытия библиотеки, а когда наконец он оказывается в читальном зале, то констатирует отсутствие своего читательского билета в сумке. Совершенно измотанного после «штурма» границ региона «защита диплома», его буквально «отбрасывает» в регион «друзья», и так может продолжаться до тех пор, пока вследствие увеличивающегося напряжения в изучаемом нами регионе его «бастионы» не падут и утомленный студент не направит свои локомоции в его пространство.

Зачастую уровень напряжения, поднявшийся в «досуговых» регионах в период подготовки и защиты диплома, разряжается сразу после защиты в форме вечеринок. Чем больше ирреальных локомоций (то есть локомоций, осуществляемых в воображаемом пространстве) пытались осуществить студенты, размышляя о том, как будет хорошо, когда защита диплома осуществится, тем выше уровень напряжения в «развлекательных» зонах. Если же функцией приведенных только что размышлений являлась только регуляция напряжения в системе «защита диплома», то после реализации этой системы студент может не испытывать потребности в бурных празднованиях, поскольку мысли о досуге возникали лишь в связи с исследуемой зоной.

Четвертым, но ни в коем случае не последним по значимости, будет регион, связанный с дальнейшей судьбой студента после окончания вуза. Назовем этот регион «профессиональная и личностная реализация». Он является самым большим из описанных и самым неопределенным. Именно с точки зрения этого региона сектор «защита диплома» является по своей сути амбивалентным. Факт защиты диплома ставит студента один на один перед «жерновами» взрослой жизни, требующей от него принятия самостоятельных решений и определенных действий. Если человек четко знает, что по окончании вуза его ждет определенное поприще, которое обеспечит материальный достаток, профессиональный и личностный рост, то, разумеется, напряжение сектора «защита диплома» не будет столь высоко. Наоборот, он будет иметь более высокую положительную валентность для студента, как ворота, открывающие путь к лучшей жизни. Но может быть ситуация, когда отметка за диплом напрямую связана с будущей карьерой. Если необходима только определенная отметка («отлично», например), на основании которой студент получит диплом с отличием и сможет устроиться на работу в престижную организацию, тогда сопутствующий сектору «защита диплома» ирреальный сектор «защита диплома на низкую отметку» может создать дополнительное напряжение в исследуемой нами зоне, сделав ее амбивалентной и порождая конфликтную ситуацию, описанную Левиным в тридцатых годах (Левин К., 1980б, с. 128).

Чем выше будет уровень напряжения в системе, тем менее, согласно дедифференционной концепции Левина (Hothersall D., 1995, с. 247), будет дифференцировано жизненное пространство человека (то есть из меньшего количества регионов оно будет состоять). Жизненное пространство некоторых студентов ограничивается секторами «защита диплома», «государственный экзамен», «телевизор» и «принятие пищи». Разумеется, подобный образ жизни не приводит к улучшению здоровья.

Для размышления

1. Вспомните, когда в последний раз вы оказывались в ситуации конфликта. Опишите его в терминах теории поля. Это был внутренний конфликт или внешний? Чем он был обусловлен? Сделайте вывод.

2. Изобразите свое жизненное пространство в данный момент времени. О чем вы думаете? Какие факты, события беспокоят вас? Какие люди играют большую роль в вашей жизни? Изобразите свое жизненное пространство в виде эллипса, а регионы, входящие в него, – в виде секторов, «разбивающих» этот эллипс на составляющие. Разместите себя в этом эллипсе. Теперь опишите свою жизненную ситуацию в терминах теории поля. Границы каких регионов являются жесткими, а какие – чересчур проницаемы? Какие регионы являются для вас недоступными и почему? Какие локомоции вы осуществляете в данный момент? Какие регионы обладают положительной валентностью, а какие – отрицательной? С чем это связано? Посмотрите еще раз на ваше жизненное пространство. Какой вывод вы можете сделать?

Итак, мы рассмотрели ситуацию преддипломного стресса с позиций теории поля и концепции жизненного пространства. Можем теперь подвести некоторые итоги. Подведение итогов, можно, наверное, считать вторым этапом использования теории поля как метода анализа.

1. Зона неопределенности, связанная с будущим студента, повышает уровень напряжения в системе и придает тем самым региону «защита диплома» амбивалентный характер. С одной стороны, с ним связаны положительные ожидания (разрядка напряжения, новые возможности, новый статус), а с другой – отрицательные (неопределенность жизненного пути, напряжение, связанное с принятием самостоятельного решения, возможная неудача на защите, негативная критика со стороны близких).

2. Уровень напряжения в регионе «защита диплома» может регулироваться за счет использования так называемых «досуговых» секторов и секторов, связанных с зоной «увеличения информации о защите диплома». Эти зоны могут находиться как в реальном физическом, так и в нереальном, воображаемом мире. При определенном уровне напряжения количество регионов может сократиться до двух‑трех, что обеспечивает более легкий контроль за напряжением в системе.

3. Регулирование напряжения в системе осуществляется посредством распределения энергии между различными регионами.

Следовательно, преддипломный стресс обусловлен (если использовать терминологию Курта Левина) проницаемостью границ региона «защита диплома» на выходе из него и их жесткостью на входе. Как уже говорилось, некоторым студентам сложно осуществить локомоции в отношении исследуемого региона, чтобы снизить в нем уровень напряжения.

А вот еще размышления на тему жизненного пространства сокращено ЖП. Какое ЖП допустим раковой опухоли, это все тело человека. Не похожа ли политика ЖП на многие окружающие явления. Допустим производитель Магдональдс захватывает все больше и больше рынков в мире. Можно считать что это хорошо. Но посмотрим это с такой стороны. Вот компания виндоус захватывает все рынки и что потом уже виндоус получив гегемонию по всем рынкам сама устанавливает цену и правила игры на рынке. А политика США. Которая включает в ЖП все и вся и как раковые опухоли обложив весь мир своими базами. А добыча полезных ископаемых, это ли не раковая болезнь, все выработаем, все сожжем, потом еще что нибуть придумаем. Всеобщее образование хорошо, но и в нем то же прослеживается психология раковой опухоли. Захват, уничтожение всех других структур отличных от других. А желание объединить все религии. Это ли не политика раковой опухоли. В то же время человеческое тело, в здоровом состояние, идеальный пример нормального жизненного пространства всех органов и систем.
И еще мысль не похоже ли России на печень алкоголика. Поэтому она такая Россиюшка и большая, раздуло ее от той словесной сивухи что веками в себя поглощала и перерабатывала. Может быть в этом богоизбранность русского народа и особый путь России, быть фильтром для идей всей Земли.
Теперь вот еще соображения.
ЗАХВАТ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДЕТ К ЗАХВАТУ ЖИЗНЕННОГО
Мои мысли по падению СССР связано с тем, что КПСС мало уделяли развитию теории коммунизма и отсюда не знание куда идти. Еще то же Ленин указывал что социалистическая идея это "цветущее дерево философии" но и по Маяковскому " коммунизм может быть канарейками задушен" . То есть после Маркса и Ленина ни кто не развивал теорию. Все теорию Ленина и Маркса можно уместить на одном листе бумаги, после них вообще тишина. А враг не дремал. Я скажу что с какого то времени, то же Капитал Маркса стал настольной книгой капиталиста. А у нас Капитал стал темой для насмешек. Потеряв гегемонию в виртуальном мире, СССР потерял реальную гегемонию в реальном мире а потом и распался сам.
А в это время. Мы знаем о таком здание как Пентагон, это колоссальное здание с атомным реактором для автономного питания и площадью где можно потеряться как лабиринте Минотавра. И там куча кабинетов, где военные обдумывают свои планы
А я скажу больше мы даже представить не можем, какие огромные структуры задействованы для исследование нашей русской культуры. Все лежит в сейфах, все обследовано и исследование в виде папочек лежит на столе у кого надо.
Мне даже страшно представить насколько далеко ушла западная мысль по путям развития. А видим мы лишь то что нам дает телевидение и цензируемый интернет. Насчет ценза в инете, некоторые наивные говорят вы что никакого ценза в инете нет. Наивные. Я тут хотел найти отклики в инете об одной фирме, не нашел. Так вот там есть админы, которые подчищают все это. Так вот если есть возможности подчищать информацию какой то вшивой фирме, то какие колоссальные возможности чистить есть у гос. структур. Так что то что мы имеем можно сравнить со сознательным ВБРОСОМ ИНФЫ и захватом нашего жизненного пространства наших голов.

Да, это содержательные связи и аналогии, полезный взгляд. Действительно, захват реального пространства начинается с прокручивания захвата в мыслях.
Мысли прекрасны тем, что мы свободны в них. (Хотя и это не абсолютная истина. Мысли возникают не на пустом месте, а, например, из других мыслей и, значит, подчиняются некоторым ограничениям.)
Поэтому мы вольны перебрать множество вариантов. (А некоторые граждане этим и удовлетворяются, живя в своей субъективной реальности и
не признавая никакую иную.)

Окружающий мир не дает такой же свободы. Как же на него повлиять? Как не остаться на обочине и занять приличное место?
Предполагаю, что надо в свое виртуальное пространство привносить некие ограничения, чтобы оно не сильно разошлось с реальным и мыслителя не упрятали в психушку.
Поэтому мне кажется, что для дальнейшего развития темы не обойтись без понятия цели, активно эксплуатируемого философами и психологами, а также без других вопросов познания и адекватного отражения мира в своей голове.

  • Может быть "поточим" эту мысль о" жизненном пространстве". Для затравки попробуй развить такую мысль. Некий человек N высказал мысль "идальное" что он Наполеон. И его заключили в психиатрическую больницу. И тут есть соображение. Не является ли захват виртуального пространства а объявление себя Наполеоном, происходит в первую очередь захват жизненного пространства. Таким образом общество спасается от захвата жизненного пространства тех людей, которые как варвары вторгаются в него и разрушают. Вопрос глубокий. Подумай. Не схожи ли ментальные (в виртуальном пространстве) атаки- проповеди ЗАХВАТОМ ВИРТУАЛЬНОГО МЫСЛИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
    , а уж захват реального идет автоматически.

  • Мое мнение что тема не исчерпана. В основном теми соображениями философского вечного вопроса, соотношение "реального" и "идеального". Который в мире решается сравнительно просто методом грубой силы, кто сильный тот и прав, у того жизненного пространства больше. Но тут есть один нюанс, завоевывая виртуальное мыслительное пространство допустим религии а может и наука, потом и в реале как говорит молодежь возможно проникновение, оккупация всего жизненного пространства во всех его формах.
    Так незримое является в зримом.

  • Юлия, большое Вам спасибо за меткие замечания и деловые предложения. Я не собирался наводить порядок в пространствах, но благодаря Вашей помощи все же решил написать статью, хотя бы как материал для критики и дальнейшего развития темы. Так что буду признателен Вам и всем коллегам, которые захотят выразить свое мнение. Николай.

  • Юлия, спасибо за уточнения. Правда, я уже несколько заблудился. Поэтому позволю себе изложить некоторые гипотезы, а Вы меня поправьте, пожалуйста.
    Наверное, рационально будет выделить личное духовное пространство как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Это пространство почти недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.
    Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Своим опытом можно делиться не только без ущерба для себя, а, наоборот, с выгодой для всех.
    Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.
    В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.
    В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.
    Таким образом, границы личного пространства вроде бы есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.
    Если это не вызывает больших возражений, то потом попробую высказаться насчет жизненного пространства. А может быть, Вы захотите сделать это вперед. С уважением Николай.

  • > в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого скорее всего потому, что некоторые люди очень гибки, щедры и легки в общении. Однако порой, отсутствие четких границ в каких-то ситуациях создает проблемы.
    И я по-прежнему считаю, что
    > "у каждого есть личное пространство учитывая ВСЕ его аспекты.
    > Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Думаю, размывать границы не надо, и я говорила не об этом.
    Если тесны какие-то личные рамки, то их можно расширять, больше общаясь, больше участвуя, ну и вообще...больше перемещаясь, путешествуя...наверно, так.
    А бороться здесь ни с чем не нужно.

  • И Вам добрый день, Юлия! Поскольку я тоже скорее любитель, то Ваша "пища для размышления" весьма кстати и говорит, что Вы копнули глубоко. От однозначного вывода два дня назад "у каждого есть личное пространство" Вы перешли к "личное пространство есть не для каждого". Так что теперь, наверное, моя очередь настаивать на его существовании.
    По-моему, очень важно Ваше философское заключение: "Пределы эти вариабельны." Поэтому я бы все-таки не отказывал никому в наличии у него личного пространства. Другое дело, что объективно и субъективно оно может сильно варьироваться от человека к человеку, и даже в каждом человеке его границы размыты, подвижны и могут резко меняться в зависимости от ситуации.
    Скажем, копил гражданин всю жизнь деньги, картины, предметы искусства, а потом отдал все людям, церкви, картинной галерее, государству. Но обеднело ли от этого его личное пространство? Думаю, что нет! Ведь он впустил в свое пространство других людей, а те в свою очередь открыли перед ним свои души.
    По-моему, это очень правильно и откровенно, когда Вы теперь говорите, что для Вас "жизненное пространство... так и остается довольно размытым". Поскольку я точно в том же положении, то ни чем не могу помочь в борьбе с этим размыванием. Да и надо ли с ним бороться? Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Николай.

  • Добрый день! Я, конечно, в психологии не профи:) Могу просто дать "пищу для размышления" .
    Соглашусь, что в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого. Многие люди просто не испытывают в этом потребности, действительно, легко давая пользоваться своими вещами, постоянно находясь с кем-то в одном помещении, не имея отдельной комнаты...и т.д...
    В отношении своего тела, однако, эти же люди уже не так "легки". При разговоре, допустим, в социуме редко кто находится ближе полуметра, а уж какие-то медицинские манипуляции и вовсе мало кто любит даже при необходимости.
    Идём дальше...Нематериальное...
    Личное - разумеется, имеет отношение к личности. Значит, пределы ее проявлений и возможностей также могут быть личным пространством. Пределы эти вариабельны. И в отличие от материальных пределов имеют отношение уже не только к безопасности.
    Душа...тоже имеет непосредственное отношение к личности. Я даже думаю, что возможно, личность - проявление души человека в социуме. И вот у души тоже есть пределы, личное пространство)

    А Вы, Николай, может быть подскажете что-то про жизненное пространство? Для меня это так и остается довольно размытым.

  • Николай, с некоторых пор я отошла от чисто логического постижения мира) внутреннего и внешнего. Что такое моё личное пространство - я чувствую очень хорошо, как, наверно, и любой человек чувствует своё. Оно бывает довольно вариабельно с разными людьми и в разное время. Не совсем понимаю, для чего здесь нужны научные определения))

    Прочитав Вашу статью, я заинтересовалась "жизненным пространством" в сравнении с личным)
    Наверное, это важно в каких-то беседах и дискуссиях приходить к общему знаменателю, но не менее важным считаю просто обмен мнениями и мыслями) для дальнейшего личного мышления каждого из участников)
    А Вам нужны непременно глубокие общие выводы?

  • Юлия, спасибо за уточнения. Все именно так. Действительно, каждый сам строит свое личное пространство, пускает или не пускает в него. Кто-то не признает пространство соседа и лезет без спросу, потому что интересы пересеклись. По-всякому бывает...
    Разумеется, каждому гражданину нелишне ориентироваться, где он имеет больше прав, а куда лучше не вторгаться. Если такого понимания нет, то это, наверное, уже объект для психиатрии, а не для психологии.
    Все это здорово, но боюсь, что мы так и не продвинулись в определении личного пространства, а потому не можем сделать глубоких выводов. Но может быть, Вы попробуете дать определение? Николай.

  • > в обществе ничего чисто личного практически нет
    Я не поняла) это как? По-моему, у каждого есть личные вещи. И есть личное пространство...Для кого-то это высокий забор, а для кого-то, допустим, карман пиджака или брюк...сумочка.....документы...записи...и т.д... Для кого-то приятные часы одиночества и многое другое, куда можно пустить кого-то, а можно и не пускать.
    Это очень индивидуально, в частности и поэтому я говорю о таком личном отграничении с пользой для развития. Если границы у человека между "я" и окружающим миром стираются, то он попросту сходит с ума, или как минимум появляется нормальная агрессия, когда в его пространство вторгаются без спроса.

    Ваш пример с носками, конечно, смешной))) но как-то настораживает. Возникают мысли о...частичном захвате личного пространства мужа его женой)) с его же подачи. От лени ли, или от нежелания ответственности за свои же вещи он готов подарить свои носки жене, лишь бы она их стирала и давала ему носить)))

    > Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. А я думаю. не всякое)
    > Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность. Согласна, только смотря как шагать и проникать))

    В общем, я ЗА личное пространство, как и за личную ответственность. Считаю, это параллельные миры) взаимосвязанные с жизненным пространством.

  • Юлия, большое спасибо, что Вы проявили интерес к теме и все-таки решили копнуть поглубже. Охотно принимаю Ваше понимание пространств. Думаю, что оно не слишком расходится с тем, что говорилось раньше. Жизненное пространство, конечно, не фикция. Ни я, ни Козлов не зачисляли его в артефакты, и в этом его заметное отличие от личного или персонального пространства.
    Козлов не ограничивается выводом, а дает аргументацию. В моем представлении главная трудность в понятии "личное" такова, что в обществе ничего чисто личного практически нет. Что-то можно закрепить законодательно, но уже на уровне семьи совсем мало предметов, о которых можно заявить: это только мое и не смейте трогать. На заявление мужа: мои носки! - ответ жены: тогда сам и стирай!
    Индивидуальное развитие личности - это тоже отнюдь не личный процесс за высоким забором. Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность.
    Буду рад увидеть от Вас развитие этой темы. Николай.

    Жизненное пространство человека — это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий.

    Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета.

    Сугубо человеческие задатки у ребенка — это продукт длительной природной эволюции живой материи, отразившейся в наследственно закрепленном генотипе. Однако в реальной жизни эта «закодированная» информация сама по себе реализоваться не может. Для этого необходимы определенные условия. Даже элементарные, заданные природой способности к речи, прямохождению и т.п. развиваются у ребенка постепенно, в процессе практического постижения им исторически сложившихся стереотипов владения языком, абстрактного мышления и т.д. Ведь способность мыслить (особенно понятийно) не проявляется сама по себе, а формируется при активном участии окружающих в результате жизнедеятельности человека в общественной среде. Именно общественные связи и отношения определяют то исходное жизненное пространство ребенка, которое дает ему шанс стать востребованной обществом личностью, возможно, даже выдающейся, и при этом развить в себе уникальную индивидуальность. Исходя из этого, жизненное пространство человека следует понимать как некую возможность мыслить, чувствовать, любить и быть любимым, созидать и т.д.

    Человек — единственное земное существо, которое осознает свою роль во Вселенной и чувствует ответственность за собственные поступки, постоянно развивает и укрепляет в себе личностные качества. Психологи давно и не без основания утверждают, что человеческий индивид не рождается личностью, а становится ею в результате общения и воспитания. «Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или личности младенца, — утверждал известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979), — хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более возрастных этапах» . Жизненное пространство человека как личности включает в себя все специфические параметры протекания познавательных и творческих процессов, интеллектуальные и эмоционально-чувственные способности, способы мышления и стили восприятия мира, морально-этические и правовые формы общения и множество иных свойств и качеств в сфере организации личностного бытия.

    Таким образом, жизненное пространство личности философы определяют как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою собственную жизнь (судьбу), предполагающую тот или иной смысл, а также цели и средства, находящиеся в сложных и неоднозначных отношениях между собой. Такое жизненное пространство, будучи по содержанию общественным феноменом, по форме для каждой отдельной личности всегда проявляется строго индивидуально. Оно открывается с момента рождения человека, но не завершается умиранием. В четко очерченных границах территориально-временного жизненного пространства человеческий индивид фактически совершает внутреннее восхождение от некоего природного существа к духовной личности, чувства, мысли и дела которой продолжают жить и развиваться в других людях. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет», — писал А.С. Пушкин . Действительно, жизненное пространство личности выходит далеко за пределы ее физического существования, причем масштабы его определяются тем, насколько она социально и духовно значима.

    Вопрос о жизненном пространстве тесно связан с проблемой отношения к природе как к объективному полю реального бытия. Издавна природу называли матерью, человек обязан был любить и беречь ее. С Нового времени отношение к природе меняется: она становится мастерской человека, который, будучи подотчетен только одному Богу, превращается в ее господина. Природа с тех пор предстает как некая инертная сила, требующая покорения. Вспомним в этой связи известные высказывания, ставшие афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», «Нечего ждать милости от природы -взять ее наша задача!». И только возникшие глобальные проблемы привели человечество к осознанию того, что природа — его родной дом. А это значит, что о нем надо заботиться как о самом себе: беречь, сохранять и восстанавливать все утраченное.

    Жизненное пространство человека ныне характеризуется как особая социально-культурная, духовно-нравственная атмосфера. А потому вся ответственность за его формирование и за сохранение морального климата в обществе лежит на самих людях. Следует отметить, что разного рода проекты по преобразованию природы, совершенствованию общества, а также выбираемые средства и способы решения конфликтных ситуаций никогда не были и в принципе не могут быть исключительно безошибочными. Они всегда содержат в себе немалую долю риска. Однако это вовсе не означает, что деятельность человечества с каждым днем становится все более негативной, как вырождается и оно само, снижая уровень своей нравственной ответственности. Наоборот, жизненное пространство современного человека, неразрывно связанное с культурой, созиданием ценностей, а также с критическим осознанием собственных достижений и промахов, улучшается. Однако сегодня каждому человеку как никогда следует стремиться быть самим собой, то есть определять четкие и ясные цели на всех временных этапах жизнедеятельности и не отступать от них, «быть для самого себя» (Э. Фромм).

    Когда же индивид осваивает шаблонный тип личности, навязываемый ему несовершенным обществом, он перестает быть самим собой. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, более того, появляется осознанный страх перед одиночеством и собственным бессилием. Из этого следует, что каждый член общества обязан овладевать искусством жить по-человечески. Иначе говоря, он должен научиться самостоятельно заботиться о своем физическом и нравственном состоянии. Разумный образ жизни обнаруживает меру в желаниях, полезную и даже необходимую для физического и духовного самосовершенствования. Поиски такой меры удовольствия от жизни, которая сделала бы человека счастливым на всех этапах его жизненного пути (от младенчества до глубокой старости), ведутся давно — еще со времен Гиппократа. Все это тесно связано с проблемой смысла жизни, найти который — значит, по сути, обрести себя, обнаружить «в-самом-себе-бытие», то есть постигнуть свои потенциальные духовные возможности, определить свою роль в природной среде, найти собственное место в потоке социального движения.

    Если индивид не обретет «в-самом-себе-бытия», его существование по отношению к вечности будет пустым, призрачным. Человеческая жизнь должна иметь назначение, цели и разнообразные средства их достижения. Проблема утраты человеком смысла жизни имеет сегодня не столько психологический характер, сколько социально-моральный. Этим во многом и объясняются социально-нравственные патологии, которые вызывают сегодня нестерпимую боль в общественном организме. Речь идет о разгуле преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, о распространении опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, о росте самоубийств. Скольких человеческих трагедий могло бы не быть, если бы люди не были столь ограничены в реализации своих потенциальных творческих возможностей, не были бы лишены стремления строить свою жизнь в полном согласии с разумом, совестью.

    Осмысленно принимать на себя всю полноту ответственности за свои действия, поступки, за реализацию своих планов — это значит найти смысл собственной жизни, то есть обнаружить свое истинное «Я», «осуществить» себя в себе. Однако осуществить себя до конца удается далеко не каждому человеку. А причиной тому служит несовершенное общество, которое сделало его личностью, но ограничило его саморазвитие. Именно об этом писал Сент-Экзюпери: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» .

    В настоящее время значительно возрос интерес к философскому осмыслению проблем смерти, с неизбежностью которой человеку очень трудно смириться. Эта сторона осознания жизни имеет непреходящее значение, ведь смерть есть ее незримое продолжение.

  •