Китайские печати своими руками. Разнообразие китайских печатей. Камни для изготовления печатей

История появления первых китайских печатей уходит корнями в далекое прошлое, в период Чжань, приблизительно это 770-400 гг. до н.э. В те времена они использовались также, как и обычные печати, прежде всего, в быту. Ими отмечались вещи, принадлежавшие тому или иному хозяину. Уже позднее печати стали использовать и для отметки документов. В основном это была привилегия состоятельных людей, которые на законных основаниях имели право владеть собственностью, а также решать судьбы простых смертных. За подделку печати, особенно официальной, человеку грозила смерть, а в случае утери нашедший ее щедро награждался

Печати в Поднебесной выпускались нескольких видов, причем к каждой из них делали дубликат на случай утери. По форме штемпельной подушки они могли быть квадратными, прямоугольными или круглыми. Согласно символике Инь и Янь (женского и мужского начала) при изготовлении печати использовались два цвета краски: красная (вместо черного) и белая
В зависимости от корпуса печать могла иметь форму традиционной или усеченной пирамиды, небольшого диска, цилиндра или молоточка. Самыми оригинальными были печати в виде фигурки животного. Так, например, можно было встретить фигурку черепахи, установленную на прямоугольный постамент. Нередко на печатях встречались иероглифы с пожеланиями процветания и богатства. Иногда периметр изделия украшался торжественными надписями, посвященными великим победам или важным событиям, например, объединению территории Поднебесной под началом единого императора
В результате множества археологических раскопок были найдены печати, имеющие длинные ручки или специальные диски с «ушком». Через него продевалась веревка для держания печати. Что касается дизайна, то он не всегда был одинаковым. Ширина подушки, расстояние между символами, размер «ушка» - все эти параметры время от времени изменялись под влиянием культур соседних стран, в частности Индии
Материалом для производства китайских печатей служила медь, древесина, кости животных. Самыми дорогостоящими были изделия из полудрагоценных камней, например, нефрита, хрусталя или агата, а также золота, из которого изготавливались печати самого императора
Сегодня образцы древних китайских печатей, изготовленных искусными каллиграфами согласно законам композиции, представлены во многих частных и государственных музейных во всех уголках мира: от Китая до Америки. Это настоящие произведения искусства, стоимость которых на аукционах взлетает до астрономических сумм. Для примера, за печать императора Цяньлуна из династии Цин новому владельцу в результате торгов пришлось выложить 25 миллионов долларов

Изготовление китайских резных печатей предполагает практические занятия, в ходе которых можно освоить различные инструменты и способы работы с ними, а также узнать о разных стилях выполнения таких изделий.

Мы научим вас не только работать с выбранными материалами, но и расскажем, как правильно подготовить инструмент. Благодаря таким урокам можно легко освоить принципы подбора иероглифов, которые наносятся на печати, после чего наши ученики могут не только изготавливать такие изделия самостоятельно, но и читать другие печати.

Курс - Традиционная резьба печатей

В ходе обучения наши ученики знакомятся со стилями других мастеров и разбирают особенности разных стилей изготовления таких изделий, а используя такие знания в качестве основы, вы сможете делать оригинальные и эксклюзивные печати для личного пользования.

В программу изучения китайских резных печатей входит:

Практические знания по инструментам, материалам, стилям и приемам резьбы.

  • Вы научитесь работать с различными материалами
  • Сможете разбираться в инструментах и подготавливать их к работе
  • Поймете способы изучения иероглифов и принципы поиска их
  • Сможете самостоятельно читать печати других мастеров
  • Познакомитесь с принципами композиций печатей и стилями разных мастеров
  • Узнаете как можно создать самостоятельную работу из печатей или как использовать печати в дополнении к живописи.
  • Самостоятельно сделаете собственные печати для личного пользования

Искусству резьбы традиционных китайских печатей уже более трех тысячелетий, и за это время в этом направлении было выработано множество стилей, при этом люди, относившиеся к каждому классу, также имели печати с отличиями по виду и названиям имели представители чиновничьего класса, члены императорских семей и даже простолюдины.

Но если для жителей Китая назначение и виды таких изделий в большинстве случаев очевидны, то специалисты из других стран часто не могут сойтись в едином мнении по поводу значения и названия печатей. В то же время энтузиасты, которые увлекаются китайским художественным искусством, даже не знают о том, что некоторые китайские художники в первую очередь были талантливыми и известными резчиками печатей, и уже потом – живописцами.

Китайские печати имеют художественную очередь для коллекционеров, художников, а также среди самих мастеров, занимающихся таким ремеслом. Подобные изделия имеют и утилитарное значение: с помощью них на объектах традиционной китайской живописи (гохуа) художники оставляли подобие своего личного автографа, но при этом он передавал смысл и тему конкретной работы.

Печати представляют интерес и исключительно с эстетической точки зрения: в ходе изучения таких объектов начинающие и давно практикующие мастера создают свои стили и темы, а иногда даже разрабатывают уникальные иероглифы, которые отражают смысл, заложенный в них автором. В результате того, что содержание не всегда кроется лишь в одном слове или образе, некоторые печати представляют собой действительно сложные композиции, включающие неоднозначные загадки и ребусы.

По набору китайских печатей, созданных одним мастером на протяжении его жизни, можно очень много сказать о человеке, его жизни и характере, особенно если учесть, что многие такие мастера за всю жизнь применяли не одну сотню изделий. В этих печатях можно увидеть имена, даты, памятные места и важные для человека события, но иногда смысл печатей был достаточно простым и содержал лишь тезисы, которые приводили к рождению нового шедевра, и эти краткие мысли с помощью печатей фиксировались на таком художественном объекте.

В наше время о китайских резных печатях знает не так много людей, особенно за пределами Китая. Отчасти это обусловлено страхом перед сложностью таких работ и отношением к изготовлению этих изделий как к недосягаемому и тонкому ремеслу. Но стоит только начать постигать это сложное и интересное искусство – и остановиться уже невозможно.

Компания «Надежные пломбы» поставляет на отечественный рынок продукцию для выполнения опломбирования и контроля доступа с 2000 года. За это время фирма зарекомендовала себя в качестве надежного партнера.

Интернет-магазин реализует товары оптом и в розницу организациям, которые заботятся о безопасности своего дела и применяют охранные устройства и приспособления в своей работе.

Специалисты компании «Надежные пломбы» учитывают индивидуальные потребности каждого клиента при подборе продукции, обеспечивающей удобное хранение ключей, и оборудования для контроля доступа к объектам.

Ассортимент товаров и услуг онлайн магазина.

Цехи компании «Надежные пломбы» оснащены современным оборудованием и изготавливают следующие типы продукции:

  • различные виды пломб, с помощью которых ограничивается и контролируется доступ к емкостям, огнетушителям, счетчикам, помещениям, измерительным приборам и другим объектам;
  • пломбираторы, позволяющие опечатывать двери, сейфы, устройства со счетным механизмом, тахографы и т.д.;
  • сургуч в кусках и стержнях, сургучные оттиски и печати, пломбирующий и дизайнерский сургуч, а также пистолеты;
  • опечатывающие приспособления и устройства, позволяющие без готовых проушин опечатать объекты – подвесные плашки, конструкции для дверного замка, шток откидной и задвижной и прочие изделия;
  • запирающиеся шкафы, пеналы, тубусы, бирки, настенные ключницы и другие устройства для хранения ключей в широком ассортименте;
  • продукцию, необходимую для опломбирования объектов – шпагат, проволока, нить, мешки для мелочи, чашки, бланки для сопроводительной документации и другие сопутствующие товары; заготовки медальонов для работников и армейских жетонов, предназначенные для нанесения информации методом гравировки;
  • произвольные заготовки для любых целей по индивидуальным заказам.

С полным ассортиментом продукции можно ознакомиться на нашем сайте.

Доставка и оплата

Компания «Надежные пломбы» предлагает товары и услуги частным лицам и организациям в России и Казахстане. По Москве и области возможна платная или бесплатная курьерская доставка.

В другие города РФ, а также в Казахстан заказы отправляются с транспортной компанией. Транспортировка груза до логистической фирмы выполняется бесплатно.

Оплата заказов принимается разными способами:

  • наличными в офисе или курьеру;
  • банковской картой онлайн или в офисе;
  • безналичным расчетом;
  • по квитанции через Сбербанк.

Наши преимущества

От других организаций, предлагающих охранно-контролирующие товары, компанию «Надежные пломбы» отличают следующие преимущества:

  • большой ассортимент – возможен выпуск пломб практически всех видов, также магазин предлагает пломбирующее оборудование и сопутствующую продукцию;
  • собственное производство – благодаря этому мы строго контролируем качество товаров и предлагаем доступные цены;
  • разные варианты оплаты – вы можете выбрать наиболее удобный способ;
  • доставка систем контроля доступа и другой продукции по России и в Казахстан;
  • выгодные условия сотрудничества.

Мы всегда рады помочь вам сориентироваться в выборе.

Интересная статья об истории китайских печатей, о том, какую роль они играли в истории Китая и как ценились императорами. Вы также узнаете примеры надписей на печатях и какие виды печатей сохранились и активно используются и в наши дни. А цитаты старых мастеров резки печатей помогут глубже понять суть этого древнего искусства.

Печать как символ авторитета и власти

Первые китайские печати выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи хозяину. Оттиски печатей ставили на документах и предметах быта.

С течением временно печати в Китае становятся символом авторитета власти. Истинный владелец печати часто имел право определять судьбу не только какой-либо вещи, но и судьбу человека.

Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что: «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием».

Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола - он наказывался удавлением.

За подделку любой другой официальной печати налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.

Печать как объект искусства

Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была, и сохраняется до настоящего времени, одна особенность, которая отличает его от других стран.

Печать в Китае стала произведением искусства, а изготовление печатей ценилось наравне с искусством живописи, каллиграфии, поэзии и справедливо было отнесено к культурному наследию Поднебесной.

Для изготовления печатей использовали различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.

Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.

Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.

Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры.

Тайна Наследной печати

История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.

Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше - в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).

Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа - это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.

Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.

По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.

Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.

Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди.

Надписи на печатях

На печатях делали различные виды надписей. Наиболее часто использовался вид чжуань-шу (篆书). Такой вид начертания иероглифов не всегда был знаком обычным (даже образованным) людям, и они не всегда могли расшифровать надпись на печатях. Это порождало таинственность и добавляло значимости печатям.

Приведу примеры надписей на печатях.

Надпись на печати 半途不废 . Смысл надписи -«Не бросай [начатое] на полпути».

Надпись на печати 寿 . Смысл надписи - «Долголетие»

Надпись на печати 一笑泯千愁. Смысл надписи - «От одной улыбки исчезнут тысячи печалей ».

К гравировке иероглифов на печати предъявлялись особые требования: благозвучие надписи, соответствие времени и 6 стилям написания иероглифов.

Надпись на печати должна быть очень изящной. Иероглифы не должны вступать в противоречия, т.е. должны быть совместимыми. Не допускается смешение стилей написания иероглифов.

Совершенство в изготовлении печати во многом зависело от опыта и знаний резчика. Он должен был достичь абсолютного баланса пустоты и плотности заполнения пространства на поле печати. Для этого резчик должен чувствовать структуру каждого отдельного иероглифа. Только в этом случае печать могла вызвать восхищение.

Искусство резчика печатей приравнивалось к искусству каллиграфии и во многом зависело от техники резьбы и используемого инструмента. Подобно тому, как мастер использует большую или очень тонкую кисть для создания шедевра.

Мастер Чжу Цзянь эпохи Мин считается первым, кто приравнял резец к кисти каллиграфа. Используя острый нож как кисть, мастер-резчик печатей должен выразить всю красоту китайского иероглифа.

Мастер ЧжуЦзянь был поэтом и большим знатоком иероглифов. К искусству резьбы печатей он относился как к изготовлению гравюры на камне. Им опубликовано несколько книг по технике резьбы печатей.

Мастер династии Цин Е Эркуань говорил: «Можно улучшить композицию, инструмент или материал для печати, но нельзя ничем заменить вдохновение мастера-резчика. Дух печати зависит от духа мастера».

Виды печатей

Прежде всего, печати разделяются по способу резьбы на иньские (при оттиске получается белая надпись на красном фоне) и янские (красная надпись на белом фоне).

Официальные печати. Принадлежность и назначение таких печатей не требует комментариев. В первой части статьи было написано, что у императора в эпоху Тан было 8 таких печатей. Естественно были печати у судов, казначейства, таможенной службы и т.д.

В Китае человеку было принято давать на протяжении жизни несколько имён, которые он менял по достижении определённого возраста, изменения своего статуса и т.д.

Кроме того, люди определённых профессий (врачи, банковские служащие, таможенники) обязательно должны иметь свою именную печать, которую они ставят рядом с официальной печатью учреждения. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Студийные печати. Это печать мастерской, цеха и т.п. Аналогом могут служить современные знаки происхождения товара (винные погреба…, ткани из цехов…)

Печати коллекционеров. Обычно печати коллекционера имеют небольшой размер. Аналогом такой печати может служить экслибрис.

Печати свободного стиля. На них вырезают фразы и пожелания. Их выполняют в свободном стиле и, как правило, на камнях неправильной формы. Обычно оттиски таких печатей художники ставят в различных местах картины.

По материалам сайта wan-shi-ru-yi.com
Автор Анна Подчернина