Как самому сделать байпас для отопления. Установка байпаса. Предназначение и установка байпаса

Многие из тех, у кого дома устанавливалась система индивидуального водяного отопления, наверняка могли слышать от мастеров, которые делали работу, о необходимости установки циркуляционного насоса через систему байпаса. Естественно, что с мастерами никто не спорит, - нужно, значит нужно. Однако вопрос остался. Что же это такое, и для чего нужен байпас в системе отопления. Может, можно и без него обойтись?

Что такое байпас

Этот термин заимствован их английского языка и означает обвод, обходной путь. С точки зрения гидродинамики, а если точнее, движения жидкости по трубам, это дополнительный путь для тока в обход основной магистрали. Кстати, такие устройства можно встретить не только в отопительной системе, но и везде, где есть сложная трубная система транспортировки чего-либо, и не только жидкости. В качестве примеров можно привести газовые магистрали, нефтепроводы, а также водоснабжение.

Для чего нужны обходные пути на трубных магистралях

Давайте рассмотрим, как работает такой трубный обвод на примере системы водяного отопления. Часто байпас здесь можно увидеть перед отопительной батареей. Это вертикальный участок трубы, что сообщает горячую магистраль с отводящей. Зачем это нужно?

Представьте, что в разгар отопительного сезона что-то случилось с батареей, потекла, например. То есть, необходимо ее снимать и ремонтировать, или заменять другой. Но как это сделать, если отопление работает и выключать его очень нежелательно, так как за окном мороз? Вот здесь и пригодится обходной путь, через который можно перенаправить движение теплоносителя, пока будут идти ремонтные мероприятия. Для этого просто нужно перекрыть краны, ведущие к радиатору и открыть то запорное устройство, что находится на обводной трубе (если оно есть). Таким образом, жидкость из подающей магистрали будет сбрасываться в обратку, что никак не повлияет на работу отопительного контура в целом. А батарею можно снимать и ремонтировать при работающем отоплении.

Байпас перед батареей нужен не только для аварийных ситуаций. Благодаря его наличию можно регулировать объем проходящей через радиатор жидкости, и, как следствие, его температуру. Для этого используется запорный кран на подающей трубе. Если его немного прикрыть, движение теплоносителя через батарею станет менее интенсивным, и она начнет остывать. Та часть циркулирующей жидкости, что отсеклась частично закрытым краном, через обводную трубу будет сбрасываться в обратную магистраль.

Как видно из приведенного примера, обвод предусматривает не только наличие дополнительного пути, но и запорных элементов, с помощью которых можно перенаправлять ток жидкости.

Байпас с циркуляционным насосом

При врезке в отопительный контур циркуляционного насоса в большинстве случаев также делается обводной участок трубопровода. Причем подкачивающее устройство устанавливается именно на обводе. Вся система байпаса в этом случае состоит из таких структурных элементов:

  • циркуляционный насос;
  • фильтрующее устройство;
  • запорные шаровые краны или автоматический клапан.

Обходной трубопровод с насосом врезается в участок обратной магистрали недалеко от входа в котел. На участке обратки между входом и выходом обвода устанавливается запорный кран.

Работает система так. Когда включен циркуляционный насос, краны на обводном трубопроводе открыты, и движение жидкости происходит именно по этому пути. Шаровый кран, находящийся на основной магистрали в этот период полностью закрыт. При необходимости ремонта насоса или замены фильтра, вначале открывается кран на обратке, запорная же арматура, установленная на байпасе, напротив, закрывается. В этом варианте отопление продолжает работать, но циркуляция происходит естественным путем.

То же самое нужно сделать, если в сети по каким-либо причинам пропадет электричество и циркуляционный насос перестанет работать. С помощью имеющейся запорной арматуры движение теплоносителя перенаправляется через основную обратную магистраль. Если байпас оборудован автоматическим обратным клапаном, стоит только открыть кран на обратке.

Установка трубного обвода с циркуляционным насосом

Монтаж обходной трубы обычно производится при устройстве отопительной системы. Однако бывают случаи, когда приходится делать врезку в действующий отопительный контур. Понятно, что такую работу лучше проводить в теплый сезон, когда водяное отоплений не функционирует. Перед установкой обвода с насосом необходимо слить теплоноситель из системы.

Характер работ и их сложность сильно зависит от того, из какого материала применен трубопровод для обустройства отопительного контура. С металлопластиковой трубой работать гораздо проще. Для полипропилена и металла понадобятся соответствующие сварочные устройства, поэтому работой с таким материалом занимаются сугубо специалисты.

Даже если трубопровод металлопластиковый, врезку байпаса лучше доверить специалистам. Если все же есть желание сделать работу самостоятельно, можно ориентироваться на следующую схему:

  1. Сначала собирается участок обвода, что располагается параллельно обратной магистрали. Последовательность такова: угловое соединение - труба - кран - труба - фильтр - насос - труба - угловое соединение.
  1. От обратки отрезается участок, примерно равный общей длине горизонтального участка обвода. На левый и правый конец обратной магистрали устанавливаются тройные соединения. Между ними монтируется участок трубопровода с врезанной запорной арматурой.
  1. Собранный участок обходного трубопровода соединяется с магистралью равными по длине фрагментами трубы. Здесь следует быть внимательным и не перепутать стороны. Необходимо, чтобы стрелка на корпусе подкачивающего устройства совпадала с током теплоносителя.

Теперь вы знаете, что такое байпас и зачем это устройство включается в отопительный контур. Поэтому вопросов по поводу предназначения обходного пути для теплоносителя и целесообразности его установки больше возникать не должно.

Циркуляционный насос является основным элементом наряду с водогрейным котлом, если конструкция системы отопления предполагает наличие принудительной циркуляции. Даже при использовании сил гравитации и естественной циркуляции насос способен улучшить и дополнить показатели системы в лучшую сторону. При установке оборудования, как того требуют правила, обязательно используется байпас для циркуляционного насоса в системе отопления. Его наличие обусловлено целым рядом причин, игнорировать которые попросту не следует.

Зачем нужен

Байпас – это перемычка, соединяющая вход и выход одного из элементов отопительного контура, обходной путь, по которому вода может течь, не заходя в радиатор, насос или даже котел.

Для циркуляционного насоса байпас нужен, чтобы:

  • исключить из работающего контура насос;
  • настраивать производительность контура отопления;
  • предотвращать режим холостого хода;
  • в любой момент демонтировать оборудование для ремонта или технического обслуживания.

Циркуляционный насос позволяет монтировать трубопровод от котла к радиаторам по произвольным маршрутам, повышает скорость течения теплоносителя, делает его не зависящим от других параметров системы, тем самым повышая теплоотдачу и эффективность. Однако он же делает систему отопления зависимой от электричества.

Если по какой-то причине электричества нет, остается надеяться на блок бесперебойного питания или же переключиться в режим естественной циркуляции, насколько это позволяет конструкция. Только вот насос сам по себе создает сопротивление току теплоносителя в нерабочем состоянии. Байпас как раз и призван разрешить эту проблему.

Для насоса байпас выполнен как продолжение основной трубы от котла к контуру отопления с большим диаметром. В то время как насос подключается параллельно этому участку. Если дать возможность воде течь в обход, то и сопротивления никакого не будет. Для этого на байпасе устанавливается клапан или шаровой вентиль.

Второй момент, когда не обойтись без байпаса – это спуск теплоносителя и наполнение системы вновь. Насос не позволит свободно наполняться трубам и радиаторам жидкостью, создавая препятствие. Результатом может стать образование воздушной пробки, от чего сложно избавиться. Полностью открытый ток по байпасу целиком снимает проблему.

При обустройстве байпаса обязательно монтируются шаровые вентили по входу и выходу насоса, для его быстрого демонтажа. При этом отопление работает в режиме естественной циркуляции, не захолаживая дом.

Последний случай с тонкой настройкой производительности используется достаточно редко. Достаточно установить одну из двух-трех скоростей насоса, чтобы регулировать скорость потока и напор. Однако если на каждом радиаторе имеется свой терморегулятор очень важно предусмотреть защиту насоса. Если все радиаторы перекрыты, и в системе повышается сопротивление току теплоносителя, то байпас спасает от перезагрузки на оборудование, замыкая контур частично на себя.

Как собрать

Байпас для циркуляционного насоса в идеале представляется продолжением обратной трубы, идущей от радиаторов к котлу. Параллельно выбранному участку трубы устанавливается насос, для которого врезаются патрубки. Чтобы предотвратить постоянный ток через байпас, нужна запорная арматура или клапан.

По линии включения насоса устанавливаются:

  • шаровой вентиль;
  • фильтр грубой очистки;
  • насос на соединениях американках;
  • шаровой вентиль.

По краям данной сборки устанавливаются колена и патрубки для врезки в основную трубу. Порядок элементов указан согласно направлению тока жидкости, так фильтр должен быть строго перед насосом. Диаметр труб подбирается равный выходному сечению насоса, в то время как для байпаса используется та же труба что и для самой обратки.


Схема сборки байпаса

На участке самого байпаса устанавливается только запорная или регулирующая арматура: шаровой обратный клапан, шаровой или игольчатый вентиль.

Шаровой обратный клапан предпочтительней для организации байпаса циркуляционному насосу. Он действует по принципу золотника. Если насос включен, то шар внутри клапана под воздействием напора перекрывает ток через байпас. Если же насос выключен, то преобладает прямой ток жидкости от котла в обход насоса, и клапан этому не препятствует.

Шаровой вентиль имеет две позиции закрыт/открыт. Устанавливать его в промежуточных положениях запрещено, так как быстро истирается и покрывается осадком поверхность запорного шара, что приводит к порче тефлоновой вставки. Если необходимо тонко настроить пропускную способность байпаса, то предпочтение отдается игольчатому вентилю, только учитывая, что проходное сечение у него существенно меньше, чем у шарового того же размера.

Лучше воспользоваться готовыми решениями. Производятся подготовленные байпасы для циркуляционных насосов. В них уже вмонтированы шаровые клапаны или вентили на общем участке трубы и вся обвязка для насоса, включая фильтр и крепления. Готовый байпас может оказаться куда надежнее по сборке и долговечнее в эксплуатации. Место установки насоса унифицировано, и подходит для любой модели подходящей мощности и пропускной способности. Выбирать предстоит по диаметру основной трубы и производительности.

Установка

Перед установкой следует спустить полностью теплоноситель из системы. Циркуляционный насос с байпасом монтируется на обратной холодной трубе непосредственно возле котла отопления. Это снижает воздействие высоких температур на оборудование.


Необходимо первоначально определить оптимальный вариант включения:

  • Для пластиковой трубы лучше использовать разборные соединения по типу американки и подсоединять собранный заранее блок насоса с байпасом. Ветку с насосом подключать с помощью тройников впаянных в основную трубу.
  • Для стальных труб вначале ввариваются патрубки для ветки с насосом, а после уже вентиль на байпасе.

Следует учитывать при работе со сваркой, что вентили не переносят перегрева. Особенно шаровые, у которых может деформироваться тефлоновая вставка. Место соединения основной трубы следует дистанцировать от вентиля с помощью протяженных патрубков или штуцеров минимум на 20 см с обеих сторон. Запорная арматура при этом объединяется со штуцерами резьбовыми соединениями.

Ориентировать всю конструкцию надо таким образом, чтобы выходы насоса располагались строго вертикально или горизонтально, а рабочий вал строго горизонтально. Это повысит живучесть оборудования, снизит выработку деталей. Ко всем вентилям должен сохраняться свободный доступ и ничто не должно мешать их перекрытию. Следует предусмотреть запас пространства для простоты демонтажа насоса и других элементов.

В современных отопительных системах за транспортировку теплоносителя отвечает циркуляционный насос, встроенный в котёл или установленный на подающей магистрали. В последнем случае монтаж агрегата требует установки ещё и отдельной технологичной перемычки, называемой байпасом. В переводе с английского «bypass» означает «обходной», что полностью соответствует предназначению этого элемента. На самом деле, использование дополнительного пути для теплоносителя имеет различное назначение, поэтому байпас применяется и на других участках отопительных контуров. При этом его устанавливают как в целях обеспечения работоспособности отопительной системы, так и для повышения эффективности и экономичности существующего оборудования.

Установка в отопительную систему байпаса позволяет решить множество задач по её эффективности и экономичности

Обводную магистраль, предназначенную для транспортировки теплоносителя параллельно элементам и агрегатам отопительной системы, используют в нескольких случаях:

  • для обеспечения работоспособности обогревающего контура с возможностью естественной и принудительной циркуляции при отсутствии электричества или выходе оборудования из строя;
  • для отключения агрегатов с целью замены или ремонта без необходимости остановки отопления;
  • при необходимости регулировать количество подаваемой рабочей жидкости.

Кроме этого, установкой байпаса можно решить проблему медленного заполнения или опорожнения трубопроводов и агрегатов отопительной системы.

Схемы монтажа

В зависимости от типа отопительной системы и предназначения байпаса, может отличаться как назначение устройства, так и его обвязка. В частности, можно отметить отличие монтажных схем для однотрубного или двухтрубного контуров отопления, а также различия в конструкции обходного трубопровода при монтаже обогревающего котла и радиаторов.

Байпас в системе обогрева с естественной циркуляцией

Байпас отопительного котла монтируют на обратной магистрали, таким образом снижая тепловую нагрузку на центробежный насос

Установка центробежного насоса в отопительной системе с естественным движением теплоносителя требует обустройства дополнительной линии подачи рабочей жидкости в параллель к подающему трубопроводу. Реализовать эту схему помогает байпас, в конструкцию которого входят:

  • трубопровод;
  • фильтр грубой очистки;
  • циркуляционный насос;
  • запорная арматура.

Перекрытием вентиля на основной магистрали теплоноситель перенаправляют в параллельный контур, где ему придаёт ускорения центробежный насос. Если же работа последнего становится невозможной вследствие поломки или отсутствия электричества, то кран открывают, и функционирование системы обеспечивает сила гравитации.

Байпас заводского изготовления с обратным клапаном

Заменой шарового вентиля на обратный клапан добиваются переключения режимов работы в автоматическом режиме . При этом во время работы насоса создаётся повышенное давление после запорного механизма, благодаря чему он остаётся закрытым. Если же по какой-то причине помпа перестанет работать, то клапан откроется под напором нагретой в отопительном котле жидкости.

Кроме этого, запорными устройствами оснащают места врезки байпаса, что позволяет снять циркуляционный насос, не останавливая теплоснабжения жилых помещений.

Следует понимать, что по надёжности и долговечности шаровой кран остаётся вне конкуренции, поскольку работоспособность обратного клапана напрямую зависит от чистоты теплоносителя. Именно поэтому не стоит пренебрегать установкой фильтра грубой очистки.

Особенности устройства обходного контура в однотрубной отопительной системе

Установка байпаса радиатора в однотрубной системе позволяет регулировать его температуру

Несмотря на устаревшую конструкцию, однотрубная схема отопления всё ещё широко используется как в постройках старого жилищного фонда, так и в новых частных домах. Для регулировки количества теплоносителя, проходящего через радиатор, чаще всего применяют запорные краны механического типа или вентили с термостатическими головками. Особенностью однотрубной системы является последовательное подключение приборов, поэтому перекрытие доступа к отдельному радиатору неизбежно прекратит циркуляцию рабочего вещества к другим батареям. Избежать этого недостатка можно установкой обводной ветки, которая монтируется на участке между подводящим и отводящим патрубками радиатора. В этом случае именно этот простой отрезок трубы и выполняет роль байпаса. Теперь при отключении отопительного прибора теплоноситель сможет беспрепятственно обходить закрытый участок системы.

Устанавливая байпас на радиатор, помните о том, что если его диаметр будет равняться размеру присоединительных патрубков батареи, то во время работы часть теплоносителя будет уходить по обводному пути. Естественно, при этом снизится и теплоотдача радиатора. Для устранения этого недостатка диаметр байпаса уменьшают на один шаг, чем добиваются необходимого гидравлического сопротивления. Например, для подводки диаметром 1 дюйм размер обходной трубы составляет 3/4 дюйма.

Несмотря на все ухищрения, монтаж параллельного открытого участка неизбежно снизит количество проходящей через радиатор жидкости на 25 – 30%, что приведёт к снижению теплоотдачи на 10 – 15%. Как правило, это не является проблемой даже при реконструкции отопления, поскольку при расчёте системы радиаторы выбирают с требуемым запасом мощности.

Монтаж обходного контура в двухтрубной системе отопления

Подключение радиаторов к двум основным трубопроводам является особенностью двухтрубной отопительной системы. При этом питание радиаторов происходит благодаря контуру прямой подачи, а отток и возврат рабочей жидкости в котёл происходит по обратной магистрали. Необходимость в обустройстве байпаса отпадает благодаря параллельному присоединению.

Одним из достоинств более сложной двухтрубной схемы является возможность регулировать проток теплоносителя вручную или с применением термостатов на каждом радиаторе. Тем не менее, байпас нередко устанавливают с целью сохранения работоспособности отопительной системы при необходимости снятия или ремонта батарей. В этом случае между радиатором и точками врезки трубы монтируют вентили.

В качестве запорной арматуры для отключения радиаторов лучше всего использовать краны шарового типа. Это связано с их небольшим гидравлическим сопротивлением.

Правильный монтаж

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.
  • байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса. С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
  • располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
  • диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
  • фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

Конструкция байпаса не представляет сложностей

Байпас можно изготовить самостоятельно или купить готовое изделие в торговой сети. Если вы решили собрать устройство своими руками, то обязательно укомплектуйте прибор резьбовыми фитингами. В случае поломки или протечки сгоны или «американки» позволят снять любой элемент контура. Используйте только высококачественные комплектующие, так как любой вышедший из строя элемент потребует трудоёмкой разборки системы.

Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации. Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов.

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

Особенности эксплуатации

Продлить срок службы отопительной системы, равно как и всех её элементов и агрегатов, прямо или косвенно связанных с функционированием байпаса, помогут несколько простых рекомендаций:

  • в конструкции обходного трубопровода надо использовать исключительно шаровые краны. Кроме того, что они обладают низким гидравлическим сопротивлением, вентили можно легко и быстро закрыть или открыть. Не вызывает нареканий и надёжность, а также долговечность запорной арматуры этого типа;
  • вне зависимости от того, функционирует байпас или нет, периодически надо открывать и закрывать все краны. Это простое действие позволит избежать прикипания шара и увеличит срок службы деталей;
  • запуская систему после длительного простоя, обязательно требуется развоздушить участок врезки насоса;
  • в течение отопительного сезона надо проводить профилактическую очистку установленного в системе фильтра.

Шаровой кран имеет большое проходное сечение, что делает его отличным вариантом для обустройства отопительных контуров

Не следует забывать и о соблюдении теплового режима, чистоте теплоносителя и других факторах, оказывающих влияние на долговечность и работоспособность отопительной системы.

Преимущества байпаса в системе отопления

Установкой обходной магистрали можно решить несколько задач по обеспечению работоспособности обогревающей системы и увеличению её тепловой эффективности, что стало возможным благодаря многочисленным достоинствам байпаса. К положительным моментам его использования относятся:

  • защита отопительного агрегата от перегрева при отключении электричества или поломке циркуляционного насоса;
  • возможность установки помпы в существующий отопительный контур с естественной циркуляцией теплоносителя. При этом работоспособность гравитационной системы сохраняется;
  • обеспечение доступа к насосу или радиатору для их снятия или ремонта без необходимости полной остановки системы;
  • возможность регулировки температурного режима батарей уменьшением протока теплоносителя.

Кроме этого, несомненным плюсом является простота монтажа, который можно легко выполнить собственными силами.

Видео: принцип работы байпаса с встроенным обратным клапаном

Как повысить энергоэффективность старых отопительных систем

Монтаж байпаса с применением сварочной аппаратуры потребует привлечения специалистов

Чаще всего старая система отопления представляет собой контур с естественным способом транспортировки теплоносителя, чугунными радиаторами и магистралью из стальных труб. При этом нередко подключение приборов осуществляется по однотрубной схеме, что уменьшает тепловую эффективность отопления и не позволяет добиться равномерной теплоотдачи по мере удаления радиаторов от отопительного агрегата.

Справиться с большинством недостатков можно установкой байпаса с циркуляционным насосом и обходных трубопроводов на радиаторах. Увеличение скорости течения рабочей жидкости способствует выравниванию температуры во всех точках системы. Кроме того, возможность регулировки теплоотдачи батарей даст возможность установить необходимую температуру в каждом помещении, что не только повысит комфорт, но и повлечёт за собой общее снижение энергозатрат. Специалисты называют цифру экономии в 10%, что вместе с улучшением эксплуатационных показателей является отличным стимулом для реконструкции оборудования. И всё, что для этого понадобится, – байпас с обратным клапаном, циркуляционный насос и шаровые краны.

Установкой в старую отопительную систему циркуляционного насоса добиваются уменьшения энергозатрат, что позволяет экономить на отоплении.

Являясь отличным инструментом для перенаправления потока теплоносителя, байпас обеспечивает работоспособность системы, повышает её эффективность и экономичность. Поэтому устройство рекомендуется устанавливать как в процессе строительства обогревающих контуров, так и для реконструкции существующего отопления с естественной циркуляцией. При этом важным достоинством байпаса является простота монтажа, который под силу любому человеку с минимальными слесарными навыками.

Поделитесь с друзьями!

Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Галерея изображений

Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

Байпас - это перемычка, имеющая вид отрезка трубы, устанавливающаяся между обратной и прямой проводкой в радиаторе отопления.

Байпас должен иметь поперечный диаметр меньший, чем диаметр трубы подводки.

Данная система играет важную роль в полноценной системе отопления. Создает комфортный микроклимат.

С помощью байпаса можно легко регулировать тепло в радиаторных батареях, что упрощает задачу домовладельцу.

Без перемычки не возможно было бы осуществить ремонт батареи при ее работе. Установка байпаса позволяет упростить процесс опорожнения и наполнения системы водой.

В случае выключения , тепло будет сохраняться в доме. Поскольку перемычка контролирует работу насоса без света.

Существуют байпасы с клапанами, которые позволяют перекрывать краны без ручной помощи, а в авторежиме.

Преимущества и технические характеристики байпаса

К достоинствам можно отнести:

  • автоматическое переключение;
  • предохраняет котел от перегрева;
  • может предотвратить залипание в системе;
  • обеспечивает легкое обслуживание;
  • универсальный монтаж.

Технические характеристики байпаса

Характеристики российских моделей байпаса


Виды байпасов

Они могут быть:

  • с клапаном;
  • без клапана.

Байпас с обратным клапаном


Является автоматическим и применяется для циркуляционных насосов. Возобновляет работу при необходимости.

После включения насоса, клапан от переизбытка давления открывается и впускает носитель тепла.

Когда насос отключается, клапан закрывается автоматически.

Существенным минусом байпаса с обратным клапаном считается выход из строя, при попадании ржавчины или окалины.

Байпас без клапана


Такая перемычка позволит осуществить ремонтные работы на необходимом участке системы в доме, где раньше не был установлен радиатор.

Принцип работы байпаса

Полный комплект байпаса, который редко встречается в домах, в целях экономии, должен содержать 3 крана, как минимум.

Первый кран должен быть установлен на самом байпасе. В новом отоплении он может быть на трубе, в старом - в месте перемычки с обратным трубопроводом снизу.

В новом отоплении, как правило, установлен , а в старом - трехходовой, играющий роль тройника.

Данный кран необходим для того, чтобы в любое время перекрыть воду или уменьшить поток - регулировать.

Два других крана должны быть вмонтированы на горизонтальной подводке у отопительного устройства.

Один кран находится на обратном трубопроводе, другой - на подаче.

Если вдруг, труба даст течь, то с помощью этих кранов, вы сможете перекрыть воду и предотвратить потоп.

В старом доме, обычно, первый кран отсутствует, поэтому при протечке, приходится перекрывать весь стояк, что существенно мешает жильцам.

Именно с помощью первого крана, вы можете производить ремонт батареи без отключения воды у соседей. Тем самым вы не доставите никому неудобств, и нервы будут в порядке.

Установка байпаса своими руками

Установить его не сложно, потому как он имеет простую конструкцию, поэтому особые навыки в знании тут не важны.

Как установить байпас:

  • переделайте магистраль;
  • прикрутите шаровые краны;
  • установите тройник;
  • соберите байпас;
  • установите.

Для того, чтобы переделать магистраль, вам необходимо увеличить расстояние резьбовых концов, где был накручен насос.

Соберите насос и узел вокруг него и накрутите шаровые краны.

Насос имеет разъемные соединения, поэтому вы с легкостью сможете смонтировать его на трубопроводе.

Сразу за кранами установите тройник диаметром равным диаметру трубопровода.

Выбирать тройник следует исходя их типа трубопровода. В основном их подбирают по типу материала.

Обрезаем трубопровод и вставляем узел. Чтобы было удобно, вы можете убрать насос и соединить оставшиеся 2 части трубопровода с магистралью.

Часть байпаса уже собрана и можно установить насос на свое место.

Поднимает трубопровод вверх от тройников таким образом, чтобы он не мешал насосу.

Сведите 2 патрубка вращающими движениями. Перемычку и кран легко установить с помощью резьбовых наконечников и разъемного соединения.

Располагать трубопровод можно вертикально или горизонтально. Это никак не влияет на работу байпаса.