Как рассчитать коммерческую скорость бурения. Техническая скорость бурения. Проектный расход ВВ определяется по формуле

Рост глубин, как известно, очень сильно влияет на скорость проходки. Коммерческая скорость бурения, например, в скважинах глубиной свыше 3 тыс. м в 2-3 раза ниже, чем в скважинах глубиной менее 2 тыс. м.  


Коммерческая скорость бурения (по целям бурения), м- ст-мес Межремонтный период работы скважин, сут  

Коммерческая скорость бурения - своеобразный показатель хозяйственной деятельности буровых предприятий - отражает все (производительные и непроизводительные) затраты времени буровыми бригадами, т. е. качественную сторону процесса сооружения ствола скважин.  

В 1932 г. было пробурено уже 758 тыс. м, в 1937 г. - 1971 тыс. м и в 1940 г. - 1947 тыс. м. Число законченных бурением скважин возросло с 1022 в 1932 г. до 1708 в 1940 г. Рост объема проходки сопровождался существенным увеличением коммерческой скорости бурения. В 1940 по сравнению с 1932 г. коммерческая скорость возросла в эксплуатационном бурении в 2,8 раза и в разведочном бурении в 3,4 раза.  

Коммерческая скорость бурения VK - это отношение числа метров проходки Н по скважине (или группе скважин) к общим затратам времени бурения Гб, выраженным в станко-месяцах.  

Вышестоящая организация устанавливает буровым предприятиям, осуществляющим эксплуатационное бурение, следующие показатели число законченных строительством скважин задание по сокращению цикла строительства скважин проходку в метрах объем буровых работ в сметной стоимости исходя из скоростей бурения и цен текущего года коммерческую скорость бурения производительность труда в натуральном и денежном выражении общий фонд заработной платы общую сумму прибыли , платежи в бюджет и ассигнования из бюджета общую рентабельность объем централизованных капитальных вложений , в том числе строительно-монтажных работ , ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений объем поставок материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией задание по внедрению новой техники.  

Величина (общей) коммерческой скорости бурения (в м/ст.-мес) при использовании новой техники составит  

Коммерческая скорость бурения является обобщающим показателем, характеризующим эффективность всего процесса буровых работ. Этот показатель широко используют в практике планирования, анализа и финансирования работ на буровых предприятиях.  

Необходимое число буровых и вышкомонтажных бригад, буровых установок и агрегатов для испытания скважин устанавливают на основе планового числа скважин (по целям), нормативной продолжительности отдельных этапов строительства скважин и плановых коммерческих скоростей бурения.  

Коммерческая скорость бурения определяется делением проходки в метрах за месяц на количество станко-месяцев бурения в данном месяце.  

УК. ср, УК. max - средняя и максимальная коммерческие скорости бурения в идентичных условиях работы установки.  

VK. б и ок. Пл - базисная и плановая коммерческая скорость бурения соответственно в м/ст.-мес.  

Влияние коммерческой скорости бурения VK (в м/ст.-мес), времени бурения /в (в станко-месяцах), численности работников Ч0 на уровень производительности труда рассчитывают по формулам  

Коммерческая скорость бурения "к - отношение проходки по скважине или группе скважин в метрах к общим затратам времени на бурение этих скважин Тв в станко-месяцах  

Коммерческая скорость бурения 46. Коэффициент  

Наиболее полно значимость фактора СПО в общем балансе времени бурения может быть выявлена при исследовании чувствительности коммерческой скорости бурения и, к изменениям средней фактической скорости СПО соф.  

На рис. 81 в качестве примера приведены графики зависимости коммерческой скорости бурения от скорости СПО, построенные для средних условий эксплуатационного и разведочного бурения.  

При существующем уровне техники, технологии и организации буровых работ увеличение средней фактической скорости СПО больше 0,4-0,5 м/с, независимо от применяемых с этой целью технических средств , практически не приводит к росту коммерческой скорости бурения. При этом увеличение о)ср в разведочном бурении вообще мало ощутимо.  

Естественно, что при анализе конкретной скважины предел) интенсивного влияния

Коммерческая скорость бурения в отличие от технической скорости учитывает также время ремонтных работ и работ по ликвидации осложнений, аварий, брака в работе и простои. Она показывает величину проходки, приходящуюся на один календарный станко-месяц , который числится в бурении. Коммерческая скорость бурения характеризует достигнутый уровень техники, технологии и организации производства при данных геологических условиях проводки скважины и определяется по формуле  

Динамика изменения коммерческой скорости бурения на площадях моря и суши и в целом по Азербайджанской ССР по целям бурения представлена в табл. 5 и на рис. 6. Общая тенденция сосредоточения основного объема бурения скважин на месторождениях с глубоким залеганием продуктивных горизонтов, а также разведки больших глубин (табл. 6 и рис. 7) оказала значительное влияние на коммерческие скорости бурения скважин.  

Коэффициент интенсивного использования буровой техники часто определяют на сснове фактически получаемой ук.ф и максимально возможной иктах коммерческих скоростей бурения, т. е.  

Так, Нижневартовское УБР № 2 Главтюменнефтега-за добилось рекордных скоростей и проходок на бригаду в год. Если в 1966 г. средняя проходка на бригаду в этом районе составляла 41 тыс. м в год, то в передовой бригаде мастера Г. К. Петрова в 1973 г. она достигла 85 тыс. м при средней коммерческой скорости бурения 6600 м/ст.-мес вместо 3500 м/ст.-мес по плану. За это замечательное достижение мастеру Г. К. Петрову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.  

Коммерческую скорость бурения ук. лл планируют по целям бурения на основе баланса времени бурения с учетом уровня развития техники, технологии и организации проходки эксплуатационных и разведочних скважин  

В настоящее время в практике бурения геологоразведочных скважин преобладает бурение снарядами со съемным керноприемником – ССК. При бурении снарядами ССК выделяется два комплекса операций (по времени и по углубке) - это "рейс" от спуска и до подъема всего бурового снаряда (включая все вспомогательные операции) и так называемый "цикл " от спуска до извлечения керноприемника без подъема бурильных труб

Употребление термина "цикл" для операции бурения от спуска керноприемника до заполнения керном и подъемом керноприемника вызывает определенное затруднение, связанное с тем, что термин "цикл" уже закреплен в словарях, в виде термина «цикловая скорость».

На наш взгляд, термин "цикл" следует оставить за временем сооружения скважины («цикловая скорость»), а для интервала бурения снарядом со съемным керноприемником, связанным с наполнением и подъемом керноприемника придумать другой термин, например, «керноприемный рейс ». Для интервала от спуска до подъема всего снаряда применять термин «полный рейс »,

При бурении снарядами ССК измерение и оценка рейсовой скорости бурения усложняется по сравнению с бурением простыми снарядами. При определении полной рейсовой скорости (или рейсовой скорости полного рейса), вспомогательное время будет складываться из общего вспомогательного времени, связанного со спуском и подъемом всего бурового снаряда, включая все вспомогательные работы – Твсп, и суммы времени на вспомогательные работы, связанные со спуском и подъемом керноприемника во всех керноприемных рейсах -Σ tвсп . Время бурения полного рейса равно сумме затрат времени на бурение в керноприемных рейсах (затратами времени на перекрепление можно пренебречь, а время на наращивание относится к вспомогательному времени керноприемного рейса), т.е.Σt бур. -время на бурение в полном рейсе; Σt всп – время на вспомогательные операции во всех керноприемных рейсах.

Тогда Vр = где Hр =Σ hкпр.

Для одновременного измерения и регистрации пяти параметров бурения: полной рейсовой (1) и керноприемной рейсовой скоростей (2), а также текущей механической скорости бурения (3) и полной (с начала полного рейса) (4) и текущей проходки в каждом керноприемном рейсе (5), может быть использован простой прибор с использованием одного датчика текущей проходки на принципе лазерного дальномера. Например, может использоваться лазерный дальномер типа Leica DISTO D8, который имеет технологию беспроводной связи, встроенный Bluetooth, позволяющий передавать полученную информацию сразу на компьютер, где переданная информация подвергается обработке в составленной программе деления измеряемой проходки на соответствующие интервалы времени и затем распечатывается на ленте самописца. Эффективность использования такого прибора будет только при условии непрерывной регистрации всех указанных пяти параметров и их графического изображения для всего полного рейса.



Примерный график регистрации всех пяти параметров эффективности полного рейса при бурении снарядом ССК приведен на рисунке, рис.69.

Рис. 69

График регистрации параметров эффективности полного рейса бурения ССК.

Эффективность измерения, регистрации и анализа величины рейсовой скорости бурения снарядами ССК можно увидеть на примере оценки прироста рейсовой скорости при увеличении углубки за керноприемный рейс. При бурении отечественными снарядами КССК -76 углубка за керноприемный рейс может быть 3, 4,5 и 6 метров, снарядами ССК – 1.7, 3,2 и 4,7 метров. При использовании зарубежных снарядов фирмы Longyear при бурении глубоких скважин углубка за керноприемный рейс обычно составляет 3 метра. Современные станки с подвижным вращателем для высокооборотного алмазного бурения имеют подвижный вращатель с проходным зажимным патроном, позволяющим наращивать бурильные трубы через верх. При этом длина наращиваемой трубы может быть больше чем ход вращателя (ход обычно до– 3,25 метра), т.е. может быть использована бурильная труба длиной 6 метров (или свеча из двух труб по 3 метра). Следовательно, можно сравнивать эффективность бурения при использовании керноприемных и бурильных труб длиной три и шесть метров.

Для такого приблизительного сравнения примем:

Геологические условия стабильные, без осложнений;

Проходка на алмазную коронку и углубка за полный рейс – 90 метров;

Механическая скорость бурения – 6 м/час;

Вспомогательное время полного рейса – 4 часа;

Вспомогательное время керноприемного рейса – 0,6 часа;

h кпр = 3 метра – 30;

Число керноприемных рейсов при h кпр =6 метров – 15.

Vр 3 = м/чVр 6 = м/ч

Отношение Vр 6 /Vр 3 = 1,83, т.е. при увеличении проходки за кернопремный рейс с 3 до 6 метров при бурении снарядами ССК рейсовая скорость и, следовательно, производительность вырастет в 1.8 раза. При использовании регистрирующего прибора это отношение может быть увидено в деталях при сравнении соответствующих диаграмм для оптимизации процесса бурения.

Техническая скорость бурения определяется с учетом способа бурения, технических параметров бурового станка и показателя буримости породы.

Техническую скорость шарошечного бурения можно определять по формуле

где P о - усилие подачи, Кн; принимается 80…90% от максимальной из технической характеристики станка;

n - частота вращения става, с -1 ; принимается 60…70% от максимальной из технической характеристики станка;

d - диаметр скважины, м;

П Б - показатель трудности бурения.

Сменная и годовая производительности станка

Сменная производительность станка может быть рассчитана по формуле

где Tс, Tп.з . и - продолжительность, соответственно, смены, подготовительно-заключительных операций и регламентированных перерывов в смене, часов;

Tп.з. + Tр = 0,5…1,0час (2.3)

t о и t в - соответственно, основные и вспомогательные операции на бурение 1 п.м. скважины

(2.4)

где V Б - техническая скорость бурения,м/час.

При определении величины t в необходимо учитывать способ производства буровых работ и трудность бурения породы.

Так как трудность бурения породы равен – 8, для шарошечного бурения t в принимается равным – 2минуты.

Годовая производительность станка определяется по формуле

Q б.год = N см · Q б.см ·K год =915·3,6·0,8=2635,2м/год (2.5)

где K год - среднегодовой коэффициент использования сменного фонда рабочего времени;

N см - число смен в году.

При количестве рабочих дней в году равном 305, величина N см составляет 915, а значение коэффициента K год можно принимать в пределах от 0,8 до 0,85.

Расчет параметров взрывных работ

Выбор типа ВВ

Проектный удельный расход ВВ

Проектный расход ВВ определяется по формуле

q п = q э ·K вв ·K д ·K т ·K сз ·K сп ·K v = 48·0,9·0,8·1,4·1·5·0,17=41г/м 3 (2.6)

где q э - эталонный расход эталонного ВВ - определяется по категории трудности взрывания, q э =8·6=48г/м 3 ;



K вв - коэффициент пересчета расхода эталонного ВВ к расходу реального ВВ;

K д - коэффициент, учитывающий требуемую степень дробления;

K т - коэффициент, учитывающий трещиноватость взрываемого массива;

K сз - коэффициент, учитывающий сосредоточенность скважинного заряда;

K сп - коэффициент, учитывающий число свободных поверхностей;

K v - коэффициент, учитывающий высоту уступа.

Значения K вв для гранулотола составляет – 0.9.

Коэффициент K д определяется по формуле

(2.7)

где dср – требуемый средний размер куска породы, м.

Величина dср в зависимости от применяемого выемочно-погрузочного оборудования определяется формуле

(2.8)

где E - емкость ковша экскаватора, м 3 .

Коэффициент K т можно определять по формуле

K т = 1.2·l ср + 0.2 =1,2·1+0,2=1,4м (2.9)

где l ср - средний размер отдельностей в массиве,м.

В зависимости от трещиноватости пород l ср для крупноблочных равен – 1. Коэффициент K сз для скважин диаметром 200 мм принимаю равным – 1. Коэффициент K сп для короткозамедленного взрывания принимаю равным – 5.

Коэффициент K v при Н у 15 м определяется по формуле

(2.10)

где

Параметры сетки скважин

Для короткозамедленного взрывания предельная величина сопротивления по подошве (С.П.П.), равная горизонтальному расстоянию от нижней бровки уступа до оси скважины, Wпр определяется по формуле

Wпр = Wод (1.6 - 0.5 m)= 9,5·(1,6-0,5·1)=10,4 м (2.11)

где Wод - величина Л.С.П.П. для одиночного заряда.

По условию качественной проработки подошвы уступа и предотвращения образования порогов величина Wод определяется по формуле

где K Т - коэффициент трещиноватости;

D - плотность заряжания, кг/дм 3 ;

g - объемный вес породы, т/м 3 ;

- диаметр скважины, м;

Kвв - коэффициент пересчета расхода ВВ.

По Правилам безопасности запрещается производить работы в пределах призмы возможного обрушения, т.е. на расстоянии от верхней бровки уступа, меньшем установленного ПБ (3 метра). Следовательно, величина Wпр должна удовлетворять неравенству

Wпр ³ Hу (ctg aу - ctg bс) + 3 =18·(ctg 78 0 – ctg90 0)+3=6,8м (2.13)

10,4 ³ 6,8м

где - угол откоса уступа, град.,aу=78 0 ;

- угол наклона скважины к горизонту, град.,bс=90 0 .

Основными параметрами сетки скважин являются:

a - расстояние между скважинами в ряду, м;

b - расстояние между рядами скважин, м.

Величина a определяется по формуле

a = m Wпр =1·10,4=10,4м (2.14)

Значение b определяется в зависимости от вида сетки расположения взрывных скважин.

При шахматной сетке b = 0,85а =8,8м

Объем породы, взрываемой одной скважиной определяется:

для скважин первого ряда

V 1 = W пр · a ·H у = 10,4·10,4·18=1947м 3 ; (2.15)

для скважин последующих рядов

V n = a· b· H у = 10,4·8,8·18=1647м 3 (2.16)

где - высота взрываемого уступа, м.

Эффективность бурения зависит от комплекса факторов :

· осевой нагрузки на долото (Р ),

· частоты вращения долота (п ),

· расхода промывочной жидкости (Q );

· параметров качества бурового раствора (ρ, t, В ),

· типа долота,

· геологических условий,

· механических свойств горных пород.

Выделяют параметры режима бурения , которые :

1) Управляемые параметры - можно изменять с пульта бурильщика в процессе работы долота на забое (Р, п, Q, ρ, t, В )

2) Отдельные факторы , установленные на стадии проектирования строительства скважины, (отдельные из которых нельзя оперативно изменять).

Режим бурения – это определенное сочетание параметров и факторов, влияющие на показатели бурения, которые могут изменяться бурильщиком с пульта управления БУ.

Оптимальный режим бурения - обеспечивающий получение наилучших технико-экономических показателей при данных условиях бурения.

Специальные режимы бурения , при которых решаются в процессе бурения специальные задачи:

1) проводка скважины через поглощающие пласты,

2) обеспечение минимального искривления скважины (контролирование искривления),

3) максимального выхода керна (при колонковом бурении),

4) качественного вскрытия продуктивных пластов и т.д.

Каждый параметр режима бурения влияет на эффективность разрушения горных пород, причём влияние одного параметра зависит от уровня другого, (т.е наблюдается взаимовлияние факторов).

Основные показатели эффективности бурения нефтяных скважин :

1) проходка на долото,

2) механическая скорости бурения

3) рейсовая скорости бурения

4) удельные эксплуатационные затраты на один метр проходки.

1. Проходка Н – это число метров, пробуренных от начала разрушения породы данным долотом до рассматриваемого момента работы его на забое.

Проходка на долото H д (м) – общее число метров, пробуренных долотом до его полного износа, в большинстве случаев H д = Н р , где Н р – проходка за рейс, однако при использовании алмазных, ИСМ долот и бурильных головок для отбора керна Н р ˂ H д , очень важный показатель, определяющий:

1) расход долот на бурение скважины и потребность в них по площади и УБР в целом,

2) число СПО,

3) изнашивание подъемного оборудования,

4) трудоемкость бурения,

5) возможность некоторых осложнений.

Проходка на долото зависит от:

1) абразивности пород,

2) стойкости долот,

3) правильности подбора долот,

4) режимов бурения

5) критериев отработки долот.

2. Механическая скорость проходки υ м = H д / Т м характеризует интенсивность разрушения породы долотом.

где H д - проходка на долото, м;

Т м - продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки интервалов, ч.

Отношение проходки долота за рейс Н р ко времени, затраченному на разрушение породы в течение этого рейса Т м называют средней механической скоростью:

υ м. ср = H р / Т м , м/ч

Таким образом, υ м - средняя скорость углубления забоя может быть определена по:

· отдельному долоту,

· отдельному интервалу,

· всей скважине L с ,

· по УБР и т.д.:

υ м. ср = L с / Т м , м/ч

Выделяют текущую (мгновенную) механическую скорость :

υ м = dh / dt

При известных свойствах горных пород механическая скорость характеризует :

· эффективность разрушения горных пород,

· правильность подбора и отработки долот,

· способа бурения и режимных параметров,

· величину подведенной на забой мощности и ее использование.

Если в одинаковых породах и интервалах одной скважины скорость ниже, чем в другой, надо улучшать режим (особенно актуально при кустовом бурении) .

Изменение текущей механической скорости связано с:

· изнашиванием долота,

чередованием пород по твердости,

· изменением режимных параметров в процессе

отработки долота,

3. Рейсовая скорость проходки – скорость углубления скважины с учетом затраты времени не только на разрушение породы (Т м ) и на СПО (Т сп ), но и вспомогательные работы в течении этого времени (Т в ):

υ р = H д / (Т м + Т сп + Т в), м/ч

где H д - проходка на долото, м;

Т м – продолжительность работы долота на забое, ч;

Т сп – продолжительность спуска и подъема долота, наращивания инструмента, ч.

Т в – время на вспомогательные работы, ч.

Рейсовая скорость определяет темп углубления скважины , она показывает, что темп проходки ствола зависит не только от отработки долота, но и от объема и скорости выполнения СПО. Если долго работать изношенным долотом или поднимать долото преждевременно, то υ р снижается. Долото, поднятое при достижении максимума рейсовой скорости , обеспечивает наиболее быструю проходку ствола.

Средняя рейсовая скорость по скважине выражается:

υ р = L с / (Т м + Т сп + Т в).

4. Удельные эксплуатационные затраты на 1 м проходки определяется по формуле,

С э = С д + С ч (Т м + Т сп + Т в)/ Н д.

где С д – цена долота;

Для сравнения и оценки эффективности применения различных буровых установок, уровня технологии, режимов бурения, соответствия конструкции скважин условиям бурения, работы отдельных бригад, управлений, планирования, нормирования, проектирования бурения используются различные технические и экономические показатели.

Технические показатели темпов бурения и строительства скважин в целом оцениваются по цикловой, коммерческой, технической, рейсовой и механической скоростям связанных с продолжительностью цикла строительства скважин и продолжительностью отдельных операций.

Продолжительность цикла строительства Тцс складывается из затрат времени Тпс на подготовительные работы к строительству вышки, привышечных сооружений, затрат времени Тмс на монтаж оборудования, затрат времени Тпб на подготовительные работы к бурению, затрат Тбк на бурение и крепление скважины, затрат Тис на испытание ее и затрат Тдм на демонтаж оборудования (в часах):

Тцс = Тпс + Тмс + Тпб + Тбк + Тис + Тдм (1)

Отношение длины Lс ствола скважины (в м) к продолжительности цикла строительства, выраженной в календарных месяцах (продолжительность календарного месяца равна 720 ч), называется цикловой скоростью бурения (м/ст.-мес):

Vц = 720 *Lс / Тцс (2)

Цикловая скорость характеризует общий уровень техники, технологии и организации производственного процесса в буровом предприятии, взаимодейстивия последнего с субподрядными организациями (геофи-зическая служба, тампонажная контора, строительные подразделения, транспортное предприятия и др.), использование буровых установок, являющихся основными фондами. Она позволяет определить, сколько буровых установок необходимо иметь управлению для выполнения планового объема бурения.

Затраты времени на все виды работ, совершаемых в период от начала первого рейса долота до завершения крепления скважины эксплуатационной колонной и ее опрессовки, составляют баланс календарного времени бурения. Баланс календарного времени бурения Тбк составляют четыре группы затрат:

Производительное время Тпр, в которое включают затраты времени на механическое бурение Тм, на спуско-подъемные операции и наращивание бурильной колонны Тсп, на крепление скважины Ткр и на подготовительно-вспомогательные работы (смена долот, проверка и смена забойных двигателей,приготовление и утяжеление промывочной жидкости, измерительные работы и т.п.) Твсп.

Время на ремонтные работы Тр в период бурения и крепления.

Время на ликвидацию осложнений Тос, возникших по геологическим причинам.

Непроизводительное время.Тнп, расходуемое на ликвидацию аварий, на простои по организационно-техническим причинам:

Тбк = Тпр + Тр + Тос + Тип (3)

Отношение длины скважины к календарному времени бурения, выраженному в календарных месяцах, называют коммерческой скоростью (в м/ст.-мес):

Vком = 720 *Lс / Тбк (4)

Коммерческая скорость характеризует общий темп бурения и крепления скважины и зависит от природных условий, технической вооруженности буровой бригады, состояния технологии бурения, уровня организации труда, квавлификации и дисциплины членов буровой бригады, а также в немалой степени – от уровня органи-зации производственного процесса в буровом предприятии и взаимодействия его с такими субподрядными организациями, как транспортное предприятие , тампонажная контора и геофизическая служба.

Отношение длины скважины к производительному времени называется технической скоростью бурения (в м/ст.-мес):

Vтех = 720 *Lс / Тпр (5)

Техническая скорость (в м/ ст.-мес) зависит от природных условий, технических и технологических возможностей буровых установок, способов и режимов бурения, квалификации буровой бригады.

Общий уровень организации буровых и строительно-монтажных работ особенно четко проясняется при сравнении цикловой, коммерческой и технической скоростей бурения. Чем лучше организация строительно-монтажных работ, тем ближе Vц и Vком; чем совершеннее технология бурения, меньше аварий и осложнений по вине бригады, ИТР, тем Vком ближе к Vтех.

Различают три понятия коммерческой скорости бурения – плановая, нормативная и фактическая. Плановую скорость утверждают буровому предприятию в зависимости от фактически достигнутой в базисном году и с учетом сокращения непроизводительных затрат времени за счет использования более совершенных техники и технологии, улучшения организации производственного процесса, дисциплины и квалификации персонала. При расчете нормативной коммерческой скорости скорости учитывают сумму производительных затрат времени по действующим нормам и затрат времени напроведение ремонта оборудования в период бурения и крепления.Фактическую коммерческую скорость рассчитывают с учетом действительной длины скважины и действительного баланса времени бурения.

Также различают два понятия технической скорости – нормативная и фактическая. Нормативную техническую скорость бурения определяют с учетом производительных затрат времени по действующим нормам.

Очевидно, плановая коммерческая скорость всегда меньше нормативной, а последняя – меньше нормативной технической скорости.

Фактическую техническую скорость рассчитывают с учетом действительной длины скважины и действительного баланса времени бурения.

Фактическая коммерческая скорость всегда меньше технической скорости.

Рейсовая скорость

Vр = Hд / (Тм + Тсп) (6)

где Hд - проходка надолото , м; Тм - продолжительность работы долота на забое, ч; - продолжительность спуска и подъема долота, наращивания инструмента, Тсп, ч.

Проходка на долото Hд -очень важный показатель , определяющий расход долот на бурение скважины и потребность в них по площади и УБР в целом, число СПО, изнашивание подъемного оборудования, трудоемкость бурения, возможность некоторых осложнений. Проходка на долото в большей мере зависит от абразивности пород, стойкости долот, правильности их подбора, режимов бурения и отработки

Рейсовая скорость определяет темп углубления скважины, она показывает, что темп проходки ствола зависит не только от отработки долота, но и от объема и скорости выполнения СПО. Если долго работать изношенным долотом или поднимать долото преждевременно, то Vр снижается. Долото, поднятое при достижении максимума рейсовой скорости, обеспечивает наиболее быструю проходку ствола.

Средняя рейсовая скорость по скважине выражается через:

Vр = Lс / (Тм + Тсп) (7)

Механическая скорость:

Vм = Hд / Тм (8)

где Hд - проходка, м; Тм - продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки интервалов, ч.

Таким образом, Vм - средняя скорость углубления забоя. Она может быть определена по отдельному долоту, отдельному интервалу, всей скважине:

Vм = Lс / Тм (9)

по УБР и т.д.

Выделяют текущую (мгновенную) механическую скорость:

Vм = dh / dt (10)

При известных свойствах горных пород (средняя) механическая скорость характеризует эффективность разрушения их, правильность подбора и отработки долот, способа бурения и режимных параметров, величину подведенной на забой мощности и ее использование. Если в одинаковых породах и интервалах одной скважины скорость ниже, чем в другой, надо улучшать режим . Изменение текущей механической скорости связано с изнашиванием долота, чередованием пород по твердости, изменением режимных параметров в процессе отработки долота, свидетельствует о целесообразности подъема долота.

Основными экономическими показателями являются себестоимость строительства скважины, себестоимость 1 м проходки и прибыль.

Себестоимость строительства скважины есть сумма денежных затрат бурового предприятия на строительство и испытание скважины, а также на подготовку к сдаче заказчику. Она включает стоимость материалов, израсходованных при строительстве скважины; стоимость топлива и энергии, полученных со стороны; заработную плату персонала с различного рода надбавками; амортизационные отчисления, связанные с износом бурового оборудования; стоимость износа бурильных колонн и забойных двигателей и ряд других затрат.

Все затраты на строительство делят делят на две на две группы: а) прямые (сюда входят затраты на материалы, энергию, зарплата, амортизационные отчисления и т.п.) и б) накладные (содержание управленческого аппарата, затраты на подготовку кадров, охрану труда и др.) Прямые затраты составляют основную часть стоимости строительства.

Себестоимость 1 м проходки есть частное от деления себестоимости строительства на длину ствола скважины.

Прибыль от строительства скважины – это разность между сметной стоимостью строительства (с учетом компенсационных доплат заказчика сверх сметной стоимости в связи повышением цен на некоторые материалы и энергию) и его фактической себестоимостью.

Важнейшие резервы снижения себестоимости строительства – сокращение непроизводительных затрат времени и повышение скоростей бурения.