Хранение стропов и грузозахватных приспособлений. Инструкция по эксплуатации и браковке съемных грузозахватных приспособлений и тары. Для стропальщиков, обслуживающих гзп краны

7.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных при­способлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нару­шений правил безопасности.

7.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:

· содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы);

· про­ведение периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в уста­новленные графиком сроки;

· систематический контроль за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей;

· личный осмотр грузозахватных приспособлений и тары в установленные сро­ки.

7.4. Инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными маши­нами, обязан не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахват­ных приспособлений и производственной тары.

7.5. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов (Приложение 5 к настоящему Техническому стандарту), кото­рым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов стро­повки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.


7.6. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указа­нием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кан­товки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

7.7. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются . Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. ЗАПРЕЩЕНО нахождение в местах производства работ немаркированной и повреж­денной тары.

7.8. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображе­ния (схемы) строповки грузов.

7.9. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами стро­повки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стро­пы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

7.10. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коу­шами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

7.11. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

· При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

· Под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза.

· Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза.

· Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не ме­нее чем в двух местах.

· Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть ук­реплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность за­девания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

layout-grid-mode:line">7.12. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпа­дения отдельных грузов.

7.13. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонталь­ном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встреча­ющихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предме­тов.

8. Порядок осмотра и браковки грузозахватных приспособлений и тары и маркировки стропов

8.1. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное произ­водство работ кранами, кранам и трубоукладчикам и, кранами-манипуляторами и дру­гими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных при­способлений в следующие сроки:


· стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней ;

· траверс, захватов и тары - каждый месяц ;

· редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу .

8.2. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

8.3. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту) :

· характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрас­тания числа обрывов проволок;

· разрыв пряди;

· поверхностный и внутренний износ;

· поверхностная и внутренняя коррозия;

· местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

· деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т. п.;

· повреждения в результате температурного воздействия или электрического ду­гового разряда.

8.4. Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту):

· при наличии трещин;

· при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьше­нию площади поперечного сечения на 10 %;

· при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

8.5. Не допускаются к эксплуатации стропы:

· имеющие дефекты, указанные в пп. 8.3.-8.4.;

· при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

· с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;

· имеющие трещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 % от первоначального;

· с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

· с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными эле­ментами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

· с крюками, не имеющими предохранительных замков.

8.6. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие де­фекты:

· обрыв звена;

· изгиб или износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера; удлинение звена цепи более 3 % от первоначального размера;

· уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % .

8.7. При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

8.8. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:

· появление трещин в захватных устройствах для строповки;

· исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;

· отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.

8.9. Тара бракуется в следующих случаях:

· тара не маркирована;

· не указано назначение тары;

· имеются неисправные строповочные узлы;

· помяты или разорваны борта;

· имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.

8.10. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары долж­ны заноситься в специальный журнал.

8.11. На всех объектах производства работ Обществ по решению руководства объекта может использоваться метод цветовой кодировки строп. Данный метод обеспечивает более точный учёт срока работы строп перед следующим контролем их состояния. Кодировка производится в соответствии со следующими правилами:

· Все стропы должны подвергаться осмотру за неделю до даты смены цветовой кодировки.

· Стропы, не имеющее цветовой кодировки на объектах проведения работ ТНК-ВР не допускаются к использованию.

· Стропы, успешно прошедшее периодический осмотр получают соответствующую цветовую кодировку и вводятся в эксплуатацию.

· На пригодных к использованию стропах цветовая кодировка должна быть изменена в течение недели до даты изменения цветовой кодировки.

Изменение цветовой кодировки без предварительного осмотра строп и выбраковки непригодных может привести к крайне тяжёлым последствиям. Подобные действия неприемлемы и могут привести к суровым дисциплинарным мерам.

· Предыдущая цветовая кодировка должна быть полностью удалена или закрашена. Грузозахватные приспособления, имеющие слишком много видимых остаточных следов предыдущих цветовых кодировок должны быть выведены из эксплуатации до тех пор, пока данное требование не будет выполнено.

· На всех площадках/объектах производства работ на видных местах должны быть вывешены плакаты с указанием текущей цветовой кодировки.

· Период действия каждого цвета цветовой кодировки грузозахватных приспособлений определяется в 6 месяцев и датой смены устанавливаются 14 февраля и 14 августа каждого года;

· Общее время повторного использования каждого цвета маркировки составляет 18 месяцев.

· Цветовое покрытие должно наносится на стропы путём окрашивания их в тех местах, которые всегда видны и где окраска наименее подвержена стиранию.

· Маркировка мягких/тканевых строп путём окраски волокон не допускается, так как окрашивание может привести к нарушению целостности волокон. Мягкие/ тканевые стропы маркируются привязыванием меток соответствующего цвета на тех участках строп, которые наименьшим образом подвержены деформации/повреждениям

Выбор цвета кодировки должен осуществляться с помощью нижеследующей таблицы

Год

Янв.

Февр.

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек

2008

14


При маркировке на съемное грузозахватное приспособление или прочно прикрепленную к нему бирку наносят его порядковый номер, грузоподъемность и дату испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°. Грузоподъемность стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, указывается при угле между ветвями, принятом при расчете.

Съемные грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме маркировки, должны снабжаться паспортом, в котором указывается наименование предприятия-изготовителя, приводится эскиз изделия, его наименование, порядковый номер, сведения о примененных материалах, номер ГОСТа, нормали или чертежа, по которому приспособление изготовлялось, результаты и дата испытания.

На таре, за исключением специальной технологической (бадьи для раствора и др.), должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.

Отнесение тары к специальной технологической производится по согласованию с местными органами госгортехнадзора.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ

РД 220-12-98

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин (кра нов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузоч ных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов использу ется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометриче ских размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными орга нами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже - цепи и ленты.

1.3. Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органиче ских растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со сталь ными канатами являются их высокая гибкость, простота кон струкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветве вые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехвет вевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы - для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и переме щения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для стропов ки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, об вязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длин номерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возни кающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождаетих от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк кра на при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчи ваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистан ционное управление).

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых - сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажи мы для листов, а также другие приспособления.

1.10. Наиболее распространенными видами стальной техноло гической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штуч ных, жидких, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

1.11. В одной инструкции или нормативном документе невоз можно отразить все виды и конструктивные исполнения грузозах ватных приспособлений и тары, как и изложить требования безопасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящей Типовой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные машины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердить производственные инструк ции по безопасной эксплуатации металлических приспособленийи металлической технологической тары в соответствии с требова ниями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов , Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков , Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов и других правил безопасности и нормативных документов.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Гос гортехнадзора России.

2.2. Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных ви дов деятельности» и нормативными документами.

2.3. Основными требованиями при проектировании и изготов лении грузозахватных приспособлений и тары являются:

прочность и надежность конструкции грузозахватного приспо собления и тары;

минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

удобство в обслуживании и обращении;

простота конструкции;

обеспечение сохранности захватываемого груза;

соответствие особенностям технологических процессов и про ектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

2.4. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требованиями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа вет вей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть при нят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натя жение всех ветвей.

2.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные ор ганизации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выдан ную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными доку ментами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта - на предприя тии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию на грузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных при способлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, резуль таты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъ емного приспособления.

2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снаб жаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом ( к настоящей Типовой инструкции).

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузо захватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем органи зации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзо ра и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле ний, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.

3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за со держание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозах ватных приспособлений и производственной тары (если содержа ние их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслу живаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кра нами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответству ющих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.

3.5. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, ука занных в п. . настоящей Типовой инструкции, согласно требова ниям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

Рис. 1. Типы подкладок под стропы:

а - из дерева; б - из разрезанных труб;
в - из разрезанных труб
и согнутых угольников;
г - из отходов резинотканевых шлангов;
д - из ремней

3.16. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их го ризонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

3.17. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на пред назначенное для этого место, где исключается возможность паде ния, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены со ответствующей прочности подкладки, для того чтобы стропы мог ли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.18. При работе грузоподъемной машины не допускаются подъ ем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

4. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАР

4.1. Согласно требованиям правил безопасности стропальщики должны производить осмотр съемных грузозахватных приспо соблений и производственной тары перед их использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

4.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крана ми-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими гру зоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозах ватных приспособлений в следующие сроки:

стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

траверс, захватов и тары - каждый месяц;

редко используемых съемных грузозахватных приспособле ний - перед выдачей их в работу.

4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать вни мание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыка ющих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % ().

Рис. 2. Увеличение длины звена цепи:
L o - первоначальная длина звена, мм; L 1 - увеличенная длина звена, мм

Рис. 3. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:
d 0 - первоначальный диаметр, мм; d 1 , d 2 - фактические диаметры сече ния
звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм

4.9. При осмотре захватов необходимо проверять состояние ра бочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них име ется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допу скается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и дру гих элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

4.10. При осмотре тары необходимо особенно тщательно про верять:

появление трещин в захватных устройствах для строповки;

исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;

отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность мар кировки.

Тара бракуется в следующих случаях:

тара не замаркирована;

не указано назначение тары;

имеются неисправные строповочные узлы;

помяты или разорваны борта;

имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.

4.11. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособле ний и тары должны заноситься в специальный журнал. Рекомен дуемая Форма журнала учета и осмотра стропов (тары) приведена в к настоящей Типовой инструкции.

5. РЕМОНТ

5.1. Восстановительный ремонт с применением сварки грузо захватных приспособлений, тары и их элементов должен произво диться в организациях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими ре монт в полном соответствии с требованиями правил безопасности, нормативными документами, техническими условиями, технологическими картами и имеющими разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

5.2. Материалы, применяемые при ремонте грузозахватных приспособлений и тары, должны соответствовать государствен ным стандартам и другим нормативным документам. Качество примененного материала при ремонте должно быть подтверждено сертификатом предприятия - поставщика материала и вход ным контролем.

5.3. Сварка ответственных элементов (колец, петель, захватов, рычагов и т.п.) грузозахватных приспособлений, тары и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями ремонтной документации, разработанной специализированной организацией.

5.4. Текущий (мелкий) ремонт элементов грузозахватных при способлений и тары без применения сварки (правка деталей, заделка концов канатов, замена крепежных деталей и т.п.) должны выполнять высококвалифицированные слесари согласно ремонт ной документации и под руководством инженерно-технических ра ботников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, или других ответственных специалистов.

5.5 Сведения о качестве выполнения отдельных ремонтных работ должны быть занесены в ремонтный журнал или ведомость ремонта. При приемке грузозахватного приспособления или тары из ремонта необходимо произвести их осмотр и испытания в це лях определения степени надежности.

5.6. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после ремонта подлежат испытанию на предприятии, на котором они ремонтировались. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъем

№ __________________________

от « ___ » __________ 200 _____ г.

Наименование и адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа

Приложение 2

Форма журнала учета и осмотра стропов

Грузоподъемные операции в большинстве своем напрямую связаны с применением специальных промышленных изделий под названием стропа. Эти элементы для проведения операций по подъему/опусканию различных предметов производятся в четком соответствии с государственными стандартами и проходят соответствующую сертификацию на узкопрофильных предприятиях. О стропах, их разновидностях и правилах обозначения и пойдет речь в данной статье.

Общая информация

Маркировка стропов является обязательной. Каждое из этих в своей основе может иметь цепь или элемент, созданный на основе специальной материи. Применение стропов осуществляется практически во всех отраслях народного хозяйства: в строительстве, в производственной сфере, в сельском хозяйстве, мореходстве и т. д.

Стропы канатного типа

Данные стропы способны выдерживать экстремально низкие температуры (до -40 и очень высокие показатели (в пределах 400 градусов). Сам же канат состоит из множества металлических проволочек, надежно сплетённых между собой с применением особой технологии.

Конфигурация канатных стропов позволяет без особого труда диагностировать степень их износа в процессе эксплуатации, благодаря чему предотвращается вероятность резкого разрыва этих приспособлений. Кроме этого, проволочный стальной канат обладает способностью к сглаживанию возникающих динамических нагрузок и потому очень имеет длительный срок безопасной эксплуатации.

Маркировка стропов канатного исполнения предусматривает следующие цифробуквенные обозначения:

  • 1СК - строп имеет одну ветвь.
  • 2 СК - двухветвевая модель, широко используемая в производственных цехах или складах.
  • 4 СК - четыре ветви стропа закреплены на специальном кольце. Такая конструкция грузоподъемного элемента хорошо зарекомендовала себя на строительных площадках, где часто необходимо перемещать огромные плиты и блоки.
  • ВК - концы стропа такого типа заделаны либо опрессовкой, либо заплеткой.
  • СКК - кольцевой вариант.
  • СКП - петлевое исполнение.

Правила эксплуатации

Маркировка стропов - это лишь вершина айсберга. Всегда надо помнить и о правилах пользования грузоподъемными изделиями. Для этого следует неукоснительно соблюдать такие требования:


Цепные модели

Для обслуживания грузов с острыми краями лучше всего использовать цепные стропы. Эти приспособления производятся из стальных звеньев, которые, в свою очередь, соединяются друг с другом посредством сварки. В итоге полученная конструкция имеет высокую прочность, надежность, гибкость и удобство эксплуатации. Цепной строп хорош еще и тем, что ему не страшна высокая или низкая температура, воздействие кислоты или открытого огня. Однако по сравнению с канатным аналогом цепной вариант будет иметь гораздо больший вес.

Маркировка стропов, созданных из цепи, такова:

  • 1 СЦ - одноветевой вариант.
  • 2 СЦ - двухветевое исполнение стропа исключает разрыв звеньев цепи.
  • 4 СЦ - так называемый паук. Четырехветевой строп, применяемый для работы с грузами нестандартной формы.
  • ВЦЦ - цепная ветвь, являющаяся запасной частью для ремонта стропа, однако вполне может быть использована и как самостоятельный грузоподъемный элемент.
  • УСЦ - кольцевой вариант или же универсальный.

Особенности обозначения

Современные требования к маркировке стропов гласят, что на бирках, закреплённых на них, обязательно должны быть следующие сведения:

  • Вид. Подразумевается указание материала, из которого изготовлен строп и количество его ветвей.
  • Показатель грузоподъемности (в тоннах).
  • Длина в миллиметрах.
  • Порядковый номер, присвоенный стропу на предприятии и указанный в специальном журнале.
  • Дата выполнения тестирования грузоподъемного элемента на заводе.
  • Наименования предприятия-изготовителя.

Изготовление и маркировка стропов предусматривает, что бирки для цепных и канатных стропов производят обязательно из металла - штампованной легированной стали. Всю требуемую информацию наносят на них ударным или ударно-точечным способом.

На текстильный строп металлические бирки не вешаются, а применяются виниловые вшиваемые экземпляры. Данные на такие бирки наносятся с применением нестираемых чернил посредством термической печати.

При изготовлении плетеных канатных стропов бирка вплетается непосредственно в тело изделия. Если же строп опрессован, то бирка закрепляется на специальной маленькой петле.

Цепные изделия снабжаются биркой с использованием хомута на подвесном звене.

Текстильные модели

Отличительной особенностью данных гибких приспособлений для работы с грузами является их большая универсальность.

Маркировка текстильных стропов имеет схожий принцип с цепными и канатными вариантами и предусматривает обозначение ни бирке грузоподъёмности, длины, вида петли и типа.

В общем же есть два основных обозначения:

  • СТК - расшифровывается как строп текстильный кольцевой. Может быть изготовлен как из одного слоя, так и из нескольких.
  • СТП - текстильный строп. Также может быть однослойным или многослойным.

Нюансы производства и проверки

Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов гласят, что запас прочности стального каната по отношению к нагрузке каждой ветви должен составлять не менее 6.

Цепные стропы должны создаваться на основе исключительно круглозвенной цепи. Коэффициент запаса прочности таких стропов следует выдерживать не менее 4.

При расчете и производстве стропов на основе пеньки, хлопчатобумажного или синтетического материала важно придерживаться коэффициента запаса прочности не меньше 8.

Важно знать, что, вне зависимости от типа стропа, они не подлежат ремонту, а после изготовления непременно должны быть испытаны нагрузкой, превышающей на 25% их заявленную в паспорте.

Стропы (маркировка, расшифровка их приведена выше в статье) в случае индивидуального производства должны пройти обязательную проверку всех своих элементов. Если выпускаются массово, то проверке подвергается не менее 2% экземпляров с каждой партии производимых элементов, но при этом не меньше двух штук.

Во время выполнения статических испытаний стропов проверяющее лицо должно визуально окончательно убедиться в отсутствии остаточной деформации, трещин на поверхности, смещения каната в своих креплениях.

Перемещение грузов с помощью стропов

Для транспортировки предметов с острыми гранями с использованием стропов канатного типа необходимо между стропами и ребрами груза помещать специальные проставки из дерева, резины, металла, которые служат для предотвращения возникновения повреждений каната.

Если же используется цепной строп, то крайне важно избегать любого перегиба звеньев на ребрах перемещаемого груза.

На грузоподъемных механизмах при нагрузке свыше 3т крюки изготовляются вращающимися на шарнирах закрытых опорах. Все крюки должны иметь клеймо с указанием грузоподъемной машины – и паспорт с указанием номера, грузоподъемности, материала и результатов испытания на прочность. Литые крюки на грузоподъемных кранах не применяются.

Испытывают крюки на прочность после изготовления в течение 10 мин. нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. После испытания на них не должно быть остаточной деформации, трещин, надрывов. Износ крюка в зеве не должен превышать 10% от первоначальной высоты сечения.

Крепление кованого или штампованного крюка, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе исключают самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой.

Нарушение требования о предохранительных устройствах на грузовых крюках может привести к серьезным последствиям.

Бригадир заливщиков вместе с выбивщиком литья с помощью серьги весом 1150 кг зачаливали отливку. Когда серьга, подвешенная к крюку электромостового крана, коснулась земли, чалочная цепь провисла, вставленный в петлю вместо специальной закладки анкерный болт вывалился, ничем не придерживаемая серьга упала и травмировала рабочего.

При перегрузке кованых и штампованных крюков случается, что они обрываются в местах перехода от цилиндрической части в резьбовую. Сначала с противоположных сторон появляются малозаметные трещины, которые при недостаточном контроле за состоянием крюка увеличиваются и переходят в круговые. При этом в результате даже совсем небольшой нагрузки крюк обрывается.

Такая авария произошла на одном предприятии. Электромостовой кран транспортировал заформованные и залитые опоки. Подвешенный к крану груз оборвался и упал на пол цеха. Расследованием было установлено, что в технологических картах не были указаны вес заформованных опок и форм с отливками и номера кранов, которыми можно транспортировать этот груз. В результате кран систематически и длительное время перегружался.

Особое внимание следует уделять надзору за состоянием грузоподъемных крюков, используемых для транспортировки раскаленного или жидкого металла, шлака, и соблюдать сроки и порядок их проверки.

Грейфер предназначен для перегрузки сыпучих и кусковатых материалов (руды, угля, известняка, песка) и других подобных грузов. Конструкция грейфера должна быть такой, чтобы он самопроизвольно не раскрывался. Грузоподъемность грейфера определяется перед применением его для перевалки груза (данного вида, сорта) взвешиванием материала после пробного зачерпывания. При этом вес грейфера с зачерпнутым грузом не должен превышать грузоподъемности крана.



Номинальную емкость грейфера согласно ГОСТ 8572-57 выбирают из следующего ряда, м 3:

0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0; 5,0; 6,3; 8.0.

Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственного веса, вида материала, для перевалки которого грейфер предназначен, наибольшего допустимого веса зачерпнутого материала. Изготовляемые отдельно от крана грейферы, кроме указанной таблички, снабжаются паспортом, содержащим все данные о нем, предусмотренные типовым паспортом крана. Если такая табличка с характеристикой грейфера по какой-либо причине отсутствует, она должна быть восстановлена.

Электрические грузовые магниты изготовляются для напряжения у источника питания 110-600 В, имеют круглую или прямоугольную форму. В корпусе магнита размещаются соленоидные катушки, защищенные плитой, чтобы поднимаемый груз их не повредил (рис. 6.1).


Рисунок 6.1 – Грузовой электромагнит

Электромагниты применяют на кранах, питающихся постоянным током. Питание магнитов на кранах, действующих от переменного тока, осуществляется через преобразователи. Ток к грузовому электромагниту подводится гибким кабелем, который навивается на барабан, установленный на тележке крана. Подъемная способность электромагнита снижается при высоких температурах перемещаемых грузов. В процессе работы электромагнита не исключены случаи перерывов в снабжении электроэнергией, поэтому во избежание несчастных случаев зона действия магнита ограждается с установкой предупредительных знаков: «Проход запрещен - работает электромагнит».

Съемные грузозахватные приспособления и тара на предприятиях и в строительных организациях, как требуется Правилами, изготовляются централизованно по чертежам, нормалям, технологическим картам или индивидуальным чертежам и заявкам цехов и участков, их эксплуатирующих.

Съемные грузозахватные приспособления обязательно должны иметь клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, на которой указаны номер, грузоподъемность и дата испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90 град., а стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, - при угле между ветвями, принятом при расчете.

Техническое освидетельствование. Правила предусматривают, что съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи, и др.) после изготовления или ремонта до передачи их в работу подлежат техническому освидетельство­ванию лицами, ответственными за качество изготовления или ремонта. При техническом освидетельствовании все съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и др.) осматриваются и испытываются нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. У стропов и цепей, которые состоят из одной или нескольких ветвей, имею­щих на концах связующее кольцо, испытывается каждая ветвь в отдельности нагрузкой, на 25% превышающей грузоподъем­ность этой ветви с учетом угла развода ветвей 90 град. Сборное кольцо испытывается нагрузкой, на 25% превышающей грузо­подъемность грузозахватного приспособления.

Статическое испытание всех грузозахватных приспособле­ний должно проводиться в течение 10 мин с помощью груза илиже специального приспособления, пресса, позволяющих изме­нить нагрузку в необходимых пределах. Результаты испытания считаются удовлетворительными при отсутствии трещин, разры­вов и остаточных деформаций.

Тара при техническом освидетельствовании тщательно осма­тривается и, как и грузозахватные приспособления, заносится в цеховой журнал учета и периодических осмотров. Испытывать тару грузом не обязательно.

Эксплуатация и хранение. В процессе эксплуатации все съемные грузозахватные приспособления и тару необходимо периодически осматривать. В цехе на участках должны быть назначены лица, ответственные за периодические осмотры грузо­захватных приспособлений и тары, правильное их хранение, ис­правное состояние и своевременную отбраковку.

Периодические осмотры съемных грузозахватных приспособ­лений и тары должны проводиться:

Через каждые 6 месяцев при осмотре траверс и коромы­сел;

Через 1 месяц при осмотре клещей, других захватов и тары;

Через каждые 10 дней при осмотре стропов.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары следует обязательно заносить в журнал учета периодических осмотров. Альбом чертежей, а также документы, удостоверяющие качество деталей приспособлений, хранятся у лица, ответственного за периодический осмотр и исправное их состояние.

В случае выбраковки или сдачи в ремонт грузозахватных приспособлений и тары, а также после ремонта ответственный за осмотр должен сделать соответствующую запись в журнале учета и периодических осмотров. При аварийном выходе грузозахватного приспособления или тары из строя составляется акт с указанием причин аварии. Акт с мероприятиями по предупреждению аварий должен храниться у ответственного за перио­дические осмотры, правильное хранение и исправное состояние грузозахватных приспособлений и тары.

Администрация обязана выделить место для хранения грузозахватных приспособлений и тары. Приспособления необходимо располагать в таком порядке, который обеспечил бы удобство получения для работы и возврата. На месте хранения должен быть полный ассортимент приспособлений в соответствии с технологией производства, а также крючья, оттяжки и другие при способления, необходимые для обеспечения безопасной зацепки, транспортировки и отцепки грузов. При этом громоздкие приспособления следует хранить на специальных опорах, обеспечивающих удобство и безопасность зацепки их на крюк крана и отцепки. Администрация цеха обязана определить место хранения отбракованных приспособлений, нуждающихся в ремонте, а также принять меры, исключающие возможность их использования.

Грузовые канаты. Канаты, предназначенные для подъема любого груза, должны рассматриваться как особо ответственные детали.

Наиболее широкое распространение при эксплуатации совре­менных кранов получили стальные проволочные канаты, имею­щие высокие механические свойства. При сравнительно небольших диаметрах и весе они работают бесшумно, с высокими скоростями, хорошо воспринимают толчки и удары. Стальные ка­наты надежны в эксплуатации и долговечны, а разрушение их происходит постепенно, в виде разрывов отдельных проволочек, что легко наблюдается и позволяет своевременно судить о воз­можности дальнейшего их использования. В Правилах указы­вается, что стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, несущих, тяговых стропов, должны отвечать действующим го­сударственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода-изготовителя канатов об их испы­тании в соответствии с ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Тех­нические требования». В свидетельстве (сертификате) должны указываться наименование завода-изготовителя и его подробный адрес, заводской номер каната, его конструкция (тип), вид проволоки, диаметр каната, диаметр проволоки, дата приемки, лабораторные данные об испытании каната и его механические свойства.

Канаты без свидетельства должны подвергаться лаборатор­ным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241-66 и допускаться в работу только при положительных результатах.

Промышленность выпускает канаты прямой и крестовой свивки. При прямой свивке отдельные проволоки в прядях и са­ми пряди свиты в одном направлении. При крестовой свивке направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате (рис. 6.2).

Применяются на кранах и канаты двойной свивки. Пряди из отдельных проволок такого каната свиваются вокруг сердечника из пеньки, асбеста или мягкой стали. Эта конструкция делает его более гибким, эластичным.

При эксплуатации мостовых кранов практически применяются шестипрядные канаты, чаще всего 6X19 или 6X37 (первая цифра - число прядей, вторая - число проволок в каждой пряди).

Рисунок 6.2 – Стальные проволочные канаты

Важное значение, с точки зрения техники безопасности, имеет правильная эксплуатация стальных канатов. При работе проволоки испытывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиба - при огибании канатом блоков и барабанов, сжатия - от давления соседних проволок, растяжения - под действием веса поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия при соприкосновении с блоком, барабаном и т.д. Изнашиваются канаты главным образом из-за перегибов на блоках и барабане механизма подъема. При разматывании канатов из бухты или барабана рекомендуется избегать образо­вания спиралей или петель, ведущих к деформации проволоки.

Стойкость канатов в значительной мере определяется их смазкой. Смазывать канаты кранов, работающих в зоне высоких температур, следует не реже одного раза в пять дней, остальных - не реже одного раза в десять дней. Стальные канаты должны надежно крепиться к подъемному механизму, чтобы они не спадали и не перетирались от соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

Для удлинения срока службы каната большое значение имеет защита его от повреждений. С этой целью к мосту крана в месте возможного соприкосновения каната с главными троллеями устанавливается предохранительный щит. Он изготовляется из металлического уголка или швеллера, к которому со стороны расположения каната крепится деревянная обшивка. Канаты кранов, работающих с жидким металлом в зоне высоких температур, ограждаются щитами, отражающими тепло; нижние блоки должны иметь кожухи.

При работе мостовых кранов в двух ярусах канаты могут быть повреждены, когда кран, действующий в верхнем ярусе, наезжает неподнятыми канатами на мост нижерасположенного крана. Такая небрежность приводит к тому, что канат в местах соприкосновения с мостом перетирается, а блочная подвеска (часто с грузом) обрывается и падает на пол цеха.

На одном предприятии электромостовой кран грузоподъемностью 30/7,5 т с помощью малого подъема выполнял работу с грейфером при косом натяжении грузового троса. В результате канат был потерт о нижний пояс фермы моста, и при последующем подъеме грейфер с землей оборвался. В другом случае из-за небрежной работы была допущена качка блочной подвески большого подъема крана грузоподъемностью 20/5 т. При этом болты крепления щековин захватили и привели в негодность канат малого подъема.

Опасный износ каната выявляется следующим образом:

– канат просматривается, чтобы определить наиболее изношенные места;

– на том месте, где обнаружено больше всего оборванных проволок, наносится мелом метка;

– от метки в сторону наибольшего износа отсчитывается столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставится вторая метка; расстояние между метками называется шагом свивки, на нем и подсчитывается количество обрывов (табл. 6.1).

Таблица 6.1 – Нормы браковки стальных канатов

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении D:d* Конструкция каната
6X19-114+1ос** 6X37=222+1ос* 6X61 =366+1ос* 18Х19=342 + 1ос*
Число обрывов проволок на длине одного шага каната, при котором канат должен быть забракован
крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки
До 6
Свыше 6
До 7
Свыше 7

* D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.

** ос - органический сердечник.

Сравнение количества оборванных на шаге свивки проволок с данными табл. 6.1 позволяет определить возможность дальнейшего использования каната.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для выполнения особо ответственных работ, а также для транспорти­ровки расплавленного и раскаленного металла, кислот, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, должны браковаться, как рекомендуют Правила, при обрыве проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 6.1.

У многопрядных канатов (например, у каната 18X19 с одним органическим сердечником имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12- в наружном) пряди отсчитывают в наружном слое.

Если у каната имеется поверхностный износ или коррозия, то число обрывов проволок на шаге свивки, как признак бра­ковки, должно быть уменьшено (табл. 6.2).

Таблица 6.2 – Требования к канатам с поверхностным износом

При износе или коррозии, достигших 40% и более первона­чального диаметра проволок, канат подлежит браковке.

Цепи сварные и пластинчатые предназначены для передачи тяговых усилий и состоят из шарнирно соединенных звеньев. Цепи бывают сварные и пластинчатые. Пластинчатые цепи, приме­няемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191-63 «Цепи грузовые пластинчатые». Сварные и штам­пованные цепи, которые применяются как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319-55 «Цепи сварные грузовые и тяговые» и ГОСТ 228-65 «Цепи якорные сварные. Детали и узлы. Размеры и технические требования».

Для изготовления стропов могут также применяться цепи по ГОСТ 6348-65 «Цепи якорные литые. Детали и узлы. Размеры и технические требования». Якорные цепи применяются без распорок и с распорками. Сварные цепи подразделяются на короткозвенные и длиннозвенные, некалиброванные и калиброванные. Пластинчатые шарнирные цепи (рис. 6.3) изготовляются из стали 40 или 45, имеют высокую прочность. Недостаток их в том, что они изгибаются только в одной плоскости.

Рисунок 6.3 – Пластинчатая

шарнирная цепь

Сварные цепи при хорошей гибкости во всех направлениях и работе на деталях с острыми кромками и малыми диаметрами огибания имеют все же существенные недостатки: большой собственный вес, чувствительность к толчкам и перегрузкам, внезапность разрыва, большой сконцентрированный износ звеньев в местах сопряжения.

Правила требуют, чтобы цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, имели свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.

Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 - при ручном.

Коэффициент запаса прочности грузовых сварных и штампованных цепей и цепей-стропов по отношению к разрушающей нагрузке не должен быть меньше величины, указанной в табл. 6.3.

Таблица 6.3 – Коэффициент запаса прочности цепей

Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра.

Цепи испытываются нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность в1,25 раза. После испытания ставится клеймо или закрепляется бирка с указанием номера и грузоподъемности.