Чем покрыть бумагу для прочности. Как сделать бумагу из сосновых опилок и др. растений. Кстати, есть ещё и альтернативный способ формирования бумажного листа

Бумага производится из перемолотой древесины. Это известно любому школьнику. Пожалуй, на этом и заканчиваются наши познания об одном из самых востребованных в быту и на производстве материале. Статья в энциклопедии несколько расширит наши познания.

Появившись в Древнем Китае в Европу бумаге пришлось проделать длительный и тернистый путь – секрет ее изготовления европейцам стал известен лишь в XI веке. С тех времен и до середины XIX века во всем мире бумажная продукция изготавливалась по старинной китайской технологии, хотя конечно и несколько модернизированной. Сырьем для производства, как и в древности, служила ветошь и различные волокнистые материалы растительного происхождения: кора, части растений.

Европейское производство, в том числе и книгопечатание, развивалось стремительно. К тому же в XIX веке была изобретена первая бумагоделательная машина, которая могла переработать большое количество сырья. Столько ветоши, чтобы «накормить» ее собрать было просто невозможно. А чего на Земле много? Лесов! Так бумага поменяла свое происхождение и из «тряпочной» стала «деревянной».

Несколько слов о структуре материала

Иногда знание теории бывает весьма полезным в практической деятельности. К примеру, почему в одном направлении лист более прочен на разрыв, чем в другом? Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить, что материал производится из волокон. Попадая на движущуюся сетку бумагоделательной машины, волокна древесной массы постепенно принимают направление ее движения.

То, что бумага имеет волокнистую структуру можно понять, проведя простой эксперимент. Возьмем бумажный лист и разорвем его сначала вдоль, а затем - поперек. При этом как раз и можно наблюдать, что в одном направлении он рвется неровно и с усилием, а в другом – более ровно и легко. Рваный край листа означает, что в этой его части волокна лежат поперек, а более ровный – вдоль. При изготовлении поделок из бумаги это знание бывает нелишним.

Итак, после завершения опыта у нас в руках осталась горсть рваной бумаги. Когда-то она была зеленой веткой дерева. Затем – тетрадным или газетным листом. В последней своей роли - материалом для эксперимента. Сейчас ее ждет еще одно приключение - клочкам предстоит вновь стать целым бумажным листом. Причем при использовании почти той же технологии, которой следовали древние китайцы при производстве бумаги.

Этапы изготовления бумаги своими руками

Для изготовления 3-4 листов размером с тетрадь понадобится небольшая стопка макулатуры. Например, 4-5 исписанных тетрадных листов и 2-3 газеты.

1. Подготовленную бумагу рвем на клочки сантиметра два-три в высоту и длину, складывая их в миску. Наливаем в нее немного воды и оставляем на 3-4 часа для размокания.

2. Перемешиваем хорошенько массу руками, делая ее фракции более мелкими. Если использовать миксер или блендер, то кашица получится более пластичной. После перемешивания массы в нее можно добавить немного клея ПВА, тогда получившаяся бумага будет прочнее, и ее можно будет использовать для поделок. Правда, в этом случае ее правильнее будет называть папье-маше.

3. Густую бумажную кашицу разводим водой довольно жидко. Переливаем в мелкую широкую емкость: тазик с плоским дном, лоток для кошачьего туалета, крышку от стиральной машины (на фото использован как раз последний вариант).

4. Берем плоскую сетку на раме и зачерпываем ею массу. У нас нет, конечно, удобных бамбуковых сеток, которыми пользовались китайские мастера. Но в качестве инструмента для вычерпывания сырья подойдет любая. Можно использовать и теннисную ракетку, пришив к одной из ее сторон слой марли. При зачерпывании бумажной кашицы из таза сетку слегка трясем, чтобы масса равномерно и тонко распределилась по поверхности.

5. Даем стечь воде, а капли промокнем снизу губкой. После чего накрываем слой влажной массы куском материи и переворачиваем сетку. Аккуратно ее приподнимая с одной стороны, оставляем состав на материи. Кладем заготовку будущего листа на газеты. Накрываем еще одним куском материи, газетами и кладем сверху пресс (книги, доску с камнем, какой-нибудь другой тяжелый предмет).

6. Через час аккуратно достаем обезвоженный и выровненный самодельный бумажный лист и сушим его на воздухе, либо с помощью горячего утюга через материю.

Фактура самодельной бумаги весьма интересна. На взгляд материал напоминает обои, а на ощупь - тонкий картон. Такая бумага имеет великолепные декоративные качества, которые можно в разы увеличить, если на этапе укладки под пресс, выложить на сырой поверхности бумажной массы листьями, цветами, стразами (фантазия приветствуется!) рисунок или орнамент. После высыхания он станет частью структуры листа.

Самодельную бумагу можно сделать более гладкой и эластичной. Для этого берется камень или любой тяжелый гладкий предмет, которым разглаживается положенный на твердую ровную поверхность лист.

В самодельной бумаге есть какая-то неожиданная харизма! Держать ее в руках приятно и даже радостно. Впрочем, возможно, как и любую другую полезную и красивую вещь, сделанную своими руками.

Покажем это с помощью видео-урока в конце статьи — и предложим, как результаты своего труда можно применить на практике.

Самодельная бумага и её применения многочисленны и разнообразны. В принципе, практически везде, где используется бумага, может использоваться и самодельная бумага. Но с несколькими нюансами. Так, самодельная бумага отличается от бумаги обычной тем, что она:

  • толще,
  • менее гладкая,
  • менее ровная,
  • иногда чуть менее прочная,
  • более красивая,
  • более приятная на ощупь,
  • намного более нестандартная чем обычная бумага.

Таким образом, если вы хотите добиться описанных преимуществ, то приступаем к изготовлению самодельной бумаги.

Самодельная бумага делается очень просто.

Основные этапы делания самодельной бумаги:

  1. Подготовить целлюлозную массу.
  2. Добавить в массу клеящие и пластифицирующие вещества.
  3. Добавить в массу декорирующие элементы.
  4. Сформировать лист бумаги.
  5. Добавить декоративные элементы (другие).
  6. Высушить лист бумаги.
  7. Применять полученную самодельную бумагу.

Ну а теперь пройдёмся по каждому этапу подробнее. А в конце поговорим про применение самодельной бумаги.

Подготовка целлюлозной массы для самодельной бумаги.

Основная идея подготови — это сделать так, чтобы получилась кашица из как можно более мелких кусочков целлюлозы, смешанных с водой. В качестве источников целлюлозы подойдут:

  • бумажные салфетки;
  • туалетная бумага;
  • бумажные упаковки из-под яиц;
  • газеты;
  • упаковочная бумага для обуви;
  • обычная белая бумага для принтеров.

Говорят, для изготовления бумаги используется даже старая ненужная ткань. То есть, бывает и бумага из хлопка. По идее, с ней та же процедура, что и с бумагой обычной — разделить на волокна и сформировать лист. Но практических результатов в Интернете пока нет, так что мы ограничимся тем, что есть — самодельной бумагой из бумаги.

Бумагу для изготовления бумаги нужно порвать на мелкие клочки (чем мельче, тем лучше) и замочить на некоторое время — от 1 часа до суток, сколько хватит терпения. Кстати, не обязательно использовать бумагу одного цвета, вы можете делать и разноцветную дизайнерскую бумагу из разноцветной бумаги для аппликации . Целлюлоза не растворяется в воде, так что избыточное намачивание ни к чему не приведёт. Цель замачивания — сделать так, чтобы нарванные клочки бумаги пропитались водой и набухли, ещё больше разойдясь на волокна, что нам и требуется достичь. Но на самом деле можно обойтись и без замачивания.

Теперь нужно превратить обрывки бумаги в целлюлозную массу. Для этого хорошо подойдет обычный кухонный блендер. Взбивайте массу примерно 5 минут. Возьмите широкую емкость, подойдет обычный таз, и влейте содержимое блендера. Если масса получилась слишком густой, то разбавьте ее теплой водой и тщательно перемешайте. Если масса оказалась слишком жидкой, откиньте её на дуршлаг и дайте стечь излишкам воды (при необходимости можно придавить). По консистенции получившаяся целлюлозная должна напоминать сметану.

И теперь, подготовив целлюлозную массу, можно переходить к добавлению добавок к ней.

Добавление добавок в целлюлозную массу для изготовления бумаги.

Первое, что нужно добавить в настоявшуюся целлюлозную массу, это клей ПВА. Без этого агента бумага получится очень ломкой. Также нужно учитывать, что слишком большое количество клея ПВА сделает бумагу похожей на клеёнку, с гладкой поверхностью из высохшего клея ПВА. Зато будет прочно 🙂 На самом деле вы подбираете нужную пропорцию экспериментально — чем больше клея, тем больше он виден, и тем прочнее бумага. И наоборот. В зависимости от того, насколько прочными или фактурными должны быть ваши изделия.

Но существует и общая пропорция: на лист бумаги А5 нужно примерно пол-чайной ложки клея ПВА. Ну или целую чайную ложку.

Кроме того, в бумажную массу можно добавить крахмал и / или моющее средство — чтобы волокна целлюлозы легче скользили относительно друг друга, и бумага формировалась с меньшим количеством комков и холмиков. Но, с другой стороны, комки и холмики придают бумаге фактурность — так что добавлять или не добавлять пластификаторы — это по желанию.

Далее, что можно добавить в целлюлозную массу на этом этапе — это декоративные элементы. Самые простые декоративные элементы — это максимально крепкий чёрный чай или очень крепкий кофе. Помимо цвета, эти добавки придают бумаге ещё и аромат. Также окрашивать бумагу можно любыми водорастворимыми красками.

Помимо чая и кофе в массу можно добавить

  • разнообразные зёрнышки,
  • фольгу,
  • шерсть,
  • кусочки коры,
  • веточки,
  • нитки,
  • бисер,
  • порезанную солому
  • и так далее

— что угодно, достаточно мелкое и образующее красивые вкрапления.

Формирование листа самодельной бумаги.

Для того, чтобы из полученной и украшенной целлюлозной массы получилась бумага, её нужно сформировать — сделать плоские листы. Ну а для этого применяются разнообразнейшие приспособления. Общее практически для всех приспособлений — это марля или москитная сетка. То есть, барьер с наименее возможным размером ячеек. Поскольку марлю или москитную сетку сложно держать на весу, создавая лист бумаги, то им необходима подложнка — нечто, имеющее большие отверстия и вместе с тем прочное. Разнообразие подложек велико. Это могут быть:

  • специальные рамы с металлической сеткой
  • пяльца
  • кошачий лоток
  • просто ткань и газеты.

Основная закономерность при формировании листа самодельной бумаги проста: марлю / москитную сетку нужно положить на подложку, сверху наляпать немного целлюлозной массы, распределить равномерно разбалтыванием или же придавливанием руками. Также нужно удалить лишнюю воду. В принципе можно этого не делать — но тогда процесс сушки будет проходить дольше. А для удаления излишков воды можно промакивать слой массы губкой до тех пор, пока та не станет оставаться сухой. Не торопитесь в процессе изготовления. При отделении основы от бумаги не делайте резких рывков. Если основа не отходит, то продолжайте удалять влагу при помощи губки.

Ну а потом нужно сверху на прототип листа бумаги положить пресс. Предварительно прототип листа нужно снять с основы — иначе на бумаге, когда она будет лежать под прессом, отпечатаются ячейки листа. Хотя это можеть быть и красиво 🙂

Закономерность при формировании листа: чем толще вы нальёте слой целлюлозы, тем больше ваша бумага превратится в дизайнерский картон. Так что нужно учитывать нужную толщину слоя. Кстати, перед тем, как положить бумагу под пресс, на её поверхность можно накидать:

  • зерно,
  • листья
  • лепестки цветов,
  • блёстки
  • сердечки
  • и т.д.

Эти дополнительные украшения за время сушки немного впрессуются в бумагу и приклеятся к ней. Так что бумага получится ещё необычнее и ещё креативнее, чем если бы этого этапа не было.

Итак, мы сформировали лист бумаги и положили его сушиться под прессом. Сушка происходит день-два. Если вы торопитесь, то слегка подсохший лист бумаги можно прогладить утюгом через ткань.

Кстати, есть ещё и альтернативный способ формирования бумажного листа.

Этот альтернативный способ происходит без марли, без подложки — только с тканью и газетами. Ещё этот способ подходит, когда нужно сделать много бумажных листов за один раз.

Итак, на полу в ванной разложите большой кусок полиэтилена, на него — стопку старых газет, а сверху хлопчатобумажную тряпку. А на тряпку положите комок бумажной массы. Разровняйте массу пальцами так, чтобы она лежала ровным тонким слоем. Чем ровнее и тоньше вы ее разложите, тем лучше будет бумага. Затем похлопайте по поверхности ладонью или немного покатайте скалкой.

Далее заверните ткань так, чтобы она полностью покрыла слой бумажной массы. Сверху положите еще один кусок хлопчатобумажной тряпки и повторите операцию — наляпать, разровнять, накрыть. И так до тех пор, пока у вас не закончится целлюлозная масса.

Получившуюся стопку (газеты, слои бумажной массы, ткань) накройте сверху доской и положите на нее груз. Выступившую воду соберите губкой. Все это оставьте сушиться на ночь. Утром разверните наш "бутерброд" и осторожно переложите готовые листочки самодельной бумаги на сухую поверхность. Подождите, пока бумага высохнет окончательно.

Ну а теперь пора переходить к следующему обещанному в начале этапу:

Применение самодельной бумаги.

Самодельная бумага может применяться везде, где нужен декор с помощью бумаги. Так, можно изготовить множество вариантов такой бумаги, а затем использовать ее для оклеивания фотоальбома, папки, подарочной коробочки. То есть, самодельную бумагу можно использовать в такой известной технике, как . То есть, там, где используется наклеивание бумаги и ткани, и где неожинанная текстура или цвет — это именно то, чего не хватало для завершения композиции. Кроме того, самодельная бумага отлично пригодиться при создании — одного из разновидностей аппликации. Коллаж будет более живым и более красивым, если при его создании применить самодельную бумагу. Просто аппликация также будет более заметной и более креативной, если там появятся моменты из самодельной бумагой.

Второй момент, где может использоваться самодельная бумага — это декупаж (более подробно затронутый в статье "Техника декупажа на мебели "). И в данном случае самодельная бумага также, как и при аппликации, служит в качестве отдельных акцентов.

Но есть область, где самодельная бумага — это основа основ, и служит не акцентом, в небольших количествах, а представлена именно в качестве основного блюда. Эта область — скрапбукинг . Скрапбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — это вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.

Ну а прекрасная основа для наклеивания фотографий, слепков, вырезок и так далее — это не что иное, как самодельная бумага. Согласитесь, одно дело, когда история ведётся на обычном фотоальбоме. И совсем другое — когда для личной истории выделен специальный, красивый и сделанный собственноручно из самодельной бумаги альбом.

Соответственно, помимо альбома, из самодельной бумаги можно сделать сделать книгу, тетрадь, конверт, письмо, приглашение — что угодно бумажное, что нуждается в выделении по сравнению с остальными аналогичными предметами.

Ну и, наконец, ещё одна большая область, где может применяться самодельная бумага — это . Рисовать можно и на обычной бумаге… Но когда рисование происходит на бумаге дизайнерской, самодельной — сам рисунок становится другим. И графические техники смотрятся совершенно иначе, когда в качестве фона просвечивает не обычная гладкая бумага, а бумага рифлёная, текстурная, с добавлением разнообразных включений и вкраплений (которые могут не просто играть роль фона, а и выступать как части рисунка).

То есть, при рисовании на самодельной бумаге расширяется спектр возможностей нарисовать.

Ну а напоследок — небольшой на тему, как делать самодельную бумагу (кстати, там же отличный способ делать рамку со стальной сеткой; да и сама процедура немножко отличается от той, которая описана в статье):

Таким образом, самодельную бумагу сделать легко — как и применить её в разнообразных декоративных целях.

По материалам http://doll-as-art.livejournal.com/5999.html и http://stranamasterov.ru/node/2770

Небольшое вступление:)

Самым универсальным материалом для письма, печати, и даже различных дизайнерских работ является обычная бумага. Бумага была изобретена в Китае около двух тысяч лет тому назад. Естественно поначалу она изготавливалась ручным способом. Для этого растительные волокна измельчали, замачивали в воде, процеживали, прессовали полученную массу, а далее сушили ее и использовали для различных целей. И только после появления специализированных приспособлений, производство бумаги стало механизированным. Но до сих пор самые дорогие эксклюзивные листы делаются ручным способом.

Перед тем, как начать изготовление бумаги ручной работы, необходимо представить себе какой формы, размеров вам необходим бумажный лист, какой декор вы хотите привнести, и в каких целях будет использоваться ваше произведение. По фактуре бумага может быть гладкой и структурной, по технологии изготовления - простая и декорированная лепестками цветов, семенами, обрезками ткани, фольгой, перьями, листочками.



Для того чтобы получить самодельную бумагу, нам потребуется ненужная бумага (исписанные листы, старые газеты), салфетки, туалетная бумага, клей ПВА, крахмал. Еще не забудьте приготовить глубокий поднос с сеткой, махровое полотенце, кухонное полотенце, различный декор (сухие лепестки цветов, ракушки, семена, перья). Еще нужна ваша неугасаемая фантазия.

Существует множество различных способов изготовления самодельной бумаги. Они различаются методом изготовления и сушки, видом использованного декора.

Самые главные этапы для изготовления бумаги:

Мелко рвем, или режем бумажные листы, кладем их в миску и заливаем теплой водой. Все это хорошо перемешиваем, даем постоять некоторое время (от нескольких часов до суток, в зависимости от плотности бумаги) или же ставим на огонь и кипятим минут 10.

Добавляем крахмал(льняной отвар,желатин,сливовую камедь,т.е.что-то связующее), чтобы бумажные волокна скрепились между собой, а лист стал прочным и гибким. Вместо крахмала можно использовать отвар картофеля. Еще добавляют различные клеи. Они снижают влаговпитывающие качества бумаги, чтобы на ней не растекались чернила или краски при печати, письме или рисовании. Первые клеи имели в своем составе желатин, и сохнущая бумага вдавливалась в них. В XVIII веке начали использовать внутренние проклеивающие соединения, которые во много раз ускорили производственный процесс. Для этого стали -применять квасцовые смолы. К сожалению, клей, в состав которого они входят, будучи экономичнее и эргономичнее, чем желатин, повышает кислотность бумаги. Замечено, что многие книги начала XIX века очень быстро состарились и истерлись: нарушение кислотно-щелочного состава стало причиной повышенной хрупкости и ломкости бумаги. Современные «бумагоделы» используют более щадящие клеи и сочетают их с другими веществами, которые нейтрализуют кислотность квасцовых смол.

После этого можно смешать все миксером, либо размять руками, чтобы получилась гомогенная масса. Отжимаем комок от воды.

Если использованная бумага была серой или исписанной, ее можно отбелить, применив средство для отбеливания волос.

Теперь полученный комок бумажных волокон необходимо вновь развести в небольшом количестве воды, можно добавить еще немного клея ПВА или крахмала, чтобы бумага была эластичная, гнулась и складывалась)

1. Самое важное и главное в производстве бумаги: рамка

Деревянная рама, сверху натянута полимерная сетка (белая), под сеткой - проволока, что бы сетка не прогибалась,

Кусок черной сетки (покупается в магазине тканей)

Деревянная рама (верхнюю и нижнюю рамы соединяют,

Берем таз, пластиковый лоток, или глубокий поднос, раму с металлической сеткой, либо пластиковую сетку и выливаем на нее полученную массу. Следует следить за тем, чтобы слой получился равномерным.

После всего проделанного необходимо подумать и о декорировании вашей бумаги. Для этого можно посыпать ее сверху семенами, применить лепестки цветов, потолченные ракушки, перья, кусочки фольги. Главное здесь - ваша фантазия. Чтобы бумага получилась рельефной, можно скомкать фольгу и прижать к поверхности вашего шедевра, но только после того, как вы отожмете его от воды.

Теперь приготовьте стопку из газетных листов, сверху положите махровое полотенце, на него приготовленную нами массу из бумаги, сверху еще одно полотенце, и все это зафиксируйте прессом. Сушить необходимо несколько дней, меняя мокрые полотенца на сухие. Подобную операцию можно сделать быстрее, если вы, удалив излишки воды с массы и накрыв сверху тонким полотенцем (например, кухонным), прогладите все ваше творение утюгом, а потом высушите феном. Можно также применить для этих целей электрический духовой шкаф, только бумага в этом случае может покоробиться. Поэтому сверху притрусите ваше творение горохом или фасолью.

Если вы хотите сделать цветную бумагу, то можно использовать разноцветные обрезки, либо просто добавить в массу краситель, например гуашь, акварель, или другую краску, которая растворяется в воде.

Используются в различные методы сушки, в зависимости от желаемой фактуры. Бумага каландрированная, повышенной гладкости, высушенная на специальной гладкой пластине очень хороша для конгрева, тиснения золотом. Но можно изготовить и гладкую бумагу с небольшими вмятинами — это будет точная имитация известняка. Если сушить бумагу на тканевой подложке, то она получается более рыхлой и мягкой, хорошо тиснится. Есть и оригинальная гофрированная бумага, подвергнутая многократной сушке и специальной деформации — она очень хороша для упаковки.

Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна. Эта бумага, благодаря своему составу, очень любима художниками, так как имеет нейтральный рН. можно получить красивый оригинальный подарок, который надолго запомниться вашим друзьям. Вещи, сделанные своими руками, ценятся, прежде всего, за свою уникальность и вложенную в них душу.



Мастер-класс по изготовлению бумаги ручной работы

Мне понравился МК от Татьяны Захаровой,т.к.в нем изложен материал доступно и понятно и главное, именно приближено к классическому процессу изготовления.


Итак, для работы вам понадобятся:

Емкость для воды: тазик, кастрюля или лоток. Я купила себе в зоомагазине лоток, обычно использующийся как кошачий туалет:)

Рамка и сетка (детали ниже) - должны быть мешьше ёмкости для воды примерно на 10 см. с каждой стороны: вы должны иметь возможность без труда погружать их в ёмкость с водой, держа руками за боковые грани.

Несколько поролоновых губок для мытья посуды

Несколько отрезков ткани, очень хорошо впитывающей воду. Я использовала листы войлока, а потом обнаружила на кухне хозяйственные салфетки, которые обычно используются для вытирания поверхностей (продаются в хозяйственных отделах под брендами «Золушка» и «Чистюля»). Для изготовления бумаги они подошли идеально!

Бумага: картонные коробки от когда-то подаренных духов, картонная упаковка для яиц, бумага для принтеров, салфетки, упаковочная бумага.. Подойдёт практически любая! Не рекомендуется использовать глянцевые журналы и газеты, поскольку там слишком много типографской краски.

Все возможные включения: листики, трава, нитки, шерсть, глиттер, конфетти - для украшения бумаги и придания ей неповторимого колорита.


Налейте в блендер немного воды и положите в него бумагу, предварительно порвав её на небольшие кусочки. Я положила несколько кусочков белого картона и несколько кусочков плотной оранжевой бумаги, для придания цвета. Бумагу можно окрашивать несколькими способами: перемешивая белые листы с цветными, а также путём настаивания её в луковой шелухе, чае и прочих естественных красителях.

Теперь зажимайте уши и включайте блендер:) Нам необходимо довести исходный материал до состояния кашицы: как правило, на это уходит около минуты. Здесь вы можете пойти двумя путями: измельчить бумагу до однородной массы, или остановиться на полпути, как это сделала я. Посмотрите на массу в блендере и фотографию готовой бумаги: там видны ярко-оранжевые вкрапления. Это недоизмельчённая оранжевая бумага.

Вылейте получившуюся массу в ёмкость с тёплой водой. На этом же этапе добавьте в тазик включения: конфетти, нитки.. всё, что посчитаете нужным!

Пришла очередь главных инструментов, без которых практически невозможен процесс изготовления бумаги: сетка и рамка. Кликните на изображение, чтобы поближе рассмотреть эти инструменты. Две рамки, на одну из которых натянута мелкая сетка. Сетка нужна для того, чтобы задерживать частицы бумаги и пропускать сквозь себя воду. Рамка без сетки нужна для придания листам бумаги прямоугольной формы. Использовать их нужно так, как показано на фотографии: рамка с сеткой располагается снизу, сеткой наверх. Рамка без сетки кладется сверху.

Совместите стороны двух рамок, возьмите их двумя руками (сетка смотрит на вас, сверху рамка), и погружайте в тазик как показано на фотографии ниже. Сначала вертикально:

Затем аккуратно переводите рамку и сетку в горизонтальное положение, опуская под воду. На фотографии я держу рамку и сетку одной рукой только потому, что второй я фотографирую. Обычно я держу их двумя руками:)

Вынимайте рамку и сетку из тазика строго вертикально. На сетке сверху останется влажная бумажная масса. Дайте воде стечь (примерно минуту), затем возьмите губку и начинайте промакивать с нижней стороны: там, где влажная бумажная масса отделена от губки сеткой. Выжмите губку (или поменяйте её) 2-3 раза.


Совет читателя блога:после первого этапа отжима, попробуйте сделать специальную жёсткую сетчатую коробку(желательно пластиковую) по размеру полотна формы, и поместите коробку в целофановый пакет, затем конец пакета наденьте на трубку пылесоса и замотайте изолентой или скотчем конец пакета на трубке, - это поможет ваккумным способом избавится от излишков воды.


Теперь аккуратно снимите с сетки рамку. У нас на сетке получился прямоугольник влажной бумажной массы. Отложите его в сторону, и подготовьте место, где ваша бумага будет сохнуть.


Я делала это на подоконнике - хорошо, что его ширина позволяет. Итак, на ровную и не боящуюся влаги поверхность положите полиэтиленовый пакет, поверх него - несколько газетных листов. Намочите и слегка отожмите отрезок впитывающей влагу ткани и положите сверху на газеты. Очень важно, чтобы ткань была влажной и имела нетканую структуру. Теперь возьмите сетку, на которой покоится влажная бумага, прислоните широкой гранью к влажному нетканому материалу (хозяйственной салфетке) так, чтобы сетка была снизу, а бумага - сверху. Одним быстрым и аккуратным движением переверните сетку так, как показано на фотографиях ниже:


Теперь бумажная масса лежит на влажной ткани, сверху её закрывает сетка. Возьмите губку и начинайте промакивать сетку, убирая излишки влаги из бумажной массы:

Несколько раз как следует отожмите (или поменяйте) губку. На этом этапе мы должны убрать как можно больше влаги со стороны сетки. Когда на губке после промакивания будет оставаться мало воды, слегка приподнимите узкую грань сетки и загляните под неё: если бумага не прилипает к ткани и поднимается вместе с сеткой, продолжайте убирать излишки воды губкой. Если бумага отделяется от сетки и остаётся прилепленной к ткани - отлично, это то, что нам нужно. Аккуратно уберите сетку, оставив бумагу на ткани. На этом этапе не всё может пойти гладко - здесь нужна практика и опыт. Пару раз лист бумаги у меня рвался, пока я не поняла, что очень важно, чтобы «принимающая» ткань была влажной: тогда бумажная масса легче прилипнет к ней и отлипнет от сетки.

Если вы хотите сделать один лист бумаги, можно оставить сохнуть его прямо на сетке или на ткани. Если же вы хотите сделать несколько листов за одну сессию, накройте ещё мокрый лист бумаги следующим слоем влажного нетканого материала, и повторите процедуру с самого начала. Следующий лист кладите поверх предыдущего, между ними прокладывайте влажные хозяйственные салфетки. Эта конструкция выглядит примерно так:


Когда у вас закончатся войлочные листы и хозяйственные салфетки (или когда у вас закончатся силы и желание продолжать), положите поверх получившейся многослойной конструкции последний кусок войлочного материала (на этот раз можно взять сухой), сверху можно положить полотенце, затем несколько газет, полиэтиленовый пакет, и придавить это дощечкой или толстой книгой по искусству - если что, пакет её спасёт! :) Сверху положите самые тяжелые гантели, и оставьте ваши листы на сутки-трое под этим прессом. Раз в день конструкцию желательно разбирать и проветривать - чтобы во влаге ничего не протухло и не покрылось плесенью. В летние дни бумага высохнет быстрее, чем в дождливые осенние. Так же важна близость к отопительным приборам: моя сохнущая конструкция лежала на подоконнике прямо над батареей центрального отопления, что ускорило её высыхание. Когда бумага подсохнет, немного просушите её на открытом воздухе, и опять положите под пресс на несколько дней.

Как вариант: если использованная выше сетка и рамка показались вам слишком сложной или труднодоступной конструкцией, можно использовать подручные материалы, которые есть у каждой хозяйки: вышивальные пяльцы и москитную сетку, или вообще, одну лишь москитную сетку.

В этом случае листы получаются круглыми и более фактурными, за счёт большого размера клеток у москитной сетки. Если использовать одну только сетку, бумажная масса будет уплывать, и листы получатся бесформенными и будут более тонкими на краях. Этой конструкцией я пользовалась до того, как обзавелась сеткой и рамкой, и, скорее всего, больше никогда пользоваться не буду - по сравнению с прямоугольной сеткой и рамкой это очень не удобно!

Успехов! :)

Мастер-класс 2:

Возьмите обычные столовые салфетки разных цветов. Разорвите их на мелкие кусочки.

Залейте салфетки водой. Взбейте венчиком или миксером в однородную массу.Добавьте клей ПВА.


На поднос выложите кусок москитной сетки.

Вылейте взвесь на поднос. Вода должна покрывать бумажную кашицу.


Добавьте наполнитель. Например: нитки, лепестки, кусочки салфеток.

Накройте все второй москитной сеткой.

Губкой собираем воду с поверхности от центра к краям.

Поверхность должна быть максимально сухой.

С помощью доски и полотенца перекладываем бумагу.

Снимаем москитную сетку.

Бумагу помещаем между полотенцами.

Можно подсушить утюгом. Но обязательно необходимо убрать "бумажный сэндвич" под пресс и сушить бумагу около 4 дней.

Мастер-класс 3:

Вечером прошёл мастер-класс по ручной выделке бумаги. Бумага ручной выделки очень ценится художниками, да и для эксклюзивной печатной продукции она идёт нарасхват.

И, при желании, изготавливать её можно и в домашних условиях.

В качестве сырья используется какая-то волокнистая кора (я немного опоздал к началу, так что название я прослушал), она распаривается до мягкого состояния, собирается в комок и тщательно отбивается молотком, затем разминается и снова отбивается, и так многократно, задача — полностью отделить волокна друг от друга:


Это ответственное дело поручили присутствующим детям, которые занимались им посменно.

Полученная масса распускается в воде, туда же через сито процеживается заранее распаренное в кипятке льняное семя. Семя льна в воде обильно выделяет слизь (имеет обволакивающее действие, как говорят медики). Эта слизь и нужна — она играет роль связующего.


Затем всё перемешивается и эта масса зачерпывается решетом со съёмной решёткой:



Затем бортики с решета снимаются, и слой бумажной массы накрывается тряпочкой...


Отжимается лишняя вода...


Откидывается...


Решето и сеточка снимается, а бумажная масса остаётся на тряпочке:


Так повторяется много раз, пока не образуется стопка из трапочек, покрытых бумажной массой. Стопа может состоять из сотен слоёв, но в нашем случае — всего из трёх. Теперь надо отжать лишнюю воду, для этого стопа прессуется.


Прессованную бумажную массу переносят с ткани на поверхность, на которой будет производиться сушка.



Традиционный (японский) процесс предполагает деревянные поверхности для сушки, а сама сушка производится на солнце. Наш же лектор пользуется металлическим листом от фотоглянцевателя


Включается глянцеватель — и через 15 минут бумага готова.


Между тем на подходе следующая порция. Как видим, дети настолько ответственно относятся к отбиванию, что даже расколотили доску напополам)

Неудивительно: каждый из них получит лист самостоятельно сделанной бумаги!

Французский способ изготовления декоративной бумаги для открыток.

Papierpaille.jpg (150x195, 8Kb)

Потребуется:

Любая бумага(вплоть до туалетной), кроме старых журналов, лаковых обложек и цветных страниц. Две рамки с натянутой тканью(против комаров или капрон от колгот) как сито, размер на ваше усмотрение. Миксер(или блендер), емкость которая шире размера рамок, пресс из дерева по размеру рамок, старые журналы, старые банные салфетки, лопатка для размешивания красок(забыла как такая называется по-русски) и кухонные салфетки.

Приготовление массы.

Нарвать бумагу на мелкие квадратные кусочки и оставить ее намокать на ночь. На др.день пропустите все в миксере в пропорции 35 кусочков бумаги на 1 литр(здесь не ясно какие должны бы быть кусочки:))Выливайте все это в приготовленную емкость до половины. Добавьте в массу волокна цв.шерсти или засушенные цветки лаванды или соломы или блестки и пр.

Техника.

Теперь берете две рамки и хорошо перемешав массу с фибрами целлюлозы в вашей емкости вводите две рамки в эту массу движениями к себе, держа рамки горизонтально. Поднимаете их медленно и чуть наклоняя в разные стороны чтобы дать стечь воде. Осторожно снимите верхнюю рамку.

Выкладывание мокрого листа бумаги.

Постелите свернутую по размеру бумаги банную салфетку(или проще сказать старое махровое полотенце), разгладьте тщательно складки, сверху постелите слегка влажную кухонную салфетку и на нее выложите ваш первый лист, нажимая на сетку, чтобы лист отошел от нее и лег равномерно и плотно на салфетку.

Сверху положите еще одну влажную кухонную салфетку, на нее вы положите ваш второй лист вашей бумаги, затем так же и с третьим и четвертым, сколько у вас получится из вашей приготовленной массы.

Прессование.

На старые журналы поместите эту стопу свежих листов бумаги в салфетках, а сверху положите другие старые журналы. Теперь поместите эту стопу на пресс деревянный(просто ровная доска по вашему размеру бумаги) и сверху положите другой деревянный пресс. Сожмите их и дайте стечь воде из вашего "сэндвича".

Нужно сменить теперь влажные старые журналы (оставляя салфетки с вашими листами), заново уложить на пресс. Сверху пресса груз(книги, банки консерв). Так оставить на два часа. Затем опять сменить на сухие журналы и опять под пресс. Затем можнете сменить через шесть часов. И затем ежедневно. Сушка может занять несколько дней, но не пользуйтесь ни фенами, ни искусственными обогревателями, они деформируют листы и испортят всю работу.

Когда салфетки, а значит и ваша бумага, будут сухие аккуратно снимите салфетку удерживая ваш лист бумаги, вам поможет в этом та самая лопатка, которой пользуются художники при размешивании красок.


mymailto Сережи.

Пример 1: Получение волокна из коры молодых веток шелковицы

Кора замачивается на ночь.
Ножом отделяется наружный слой от внутреннего.
Наружный слой выбрасывается. В принципе, его можно и оставить - на нем остаются какие-то волокна, и это тоже можно переработать на бумагу. Но я выбрасываю.
Внутренний слой режется на кусочки 1-1,5 см ножом (хотя это в корне неправильно, но я так делаю).
Кора проваривается в растворе щелочи - ОЧЕНЬ АККУРАТНО РАБОТАЙТЕ СО ЩЕЛОЧЬЮ! Источник щелочи - жидкости для промывки сточных/кухонных труб (на этикетке в составе - гидроксид натрия или каустическая сода или NaOH). Количество щелочи - 3-4 колпачка на "кулак" размоченной коры. Варка осуществляется 1,5-2 часа. Раствор становится темно-коричневого цвета.
Кора промывается холодной проточной водой. Минут пять, потом я складываю ее в банку, заливаю водой, через 5-6 часов воду сливаю, кору отжимаю, снова в банку, водой+ Так пару дней. Интервалы можно увеличить до 8-10 часов. В итоге кора в воде имеет легкий салатовый оттенок (или белая, как проварили и промыли), золотистый блеск, мягкая, комок легко рвется руками.
Кора отбивается молотком. Я пользуюсь молотком для отбивания мяса или киянкой (деревянный молоток). Беру порцию и отбиваю ее. Сворачиваю, переворачиваю, складываю - цель - все волокна в пучке должны "разойтись" Продолжается до тех пор, пока визуально в массе коры не будет слитных порезанных кусочков.
Кора промывается под "душем". Это в дальнейшем поможет диспергировать волокна в воде.



мастер- класс "Бумага ручной работы" от Марат`Ка

Сегодня мы поговорим о методах «состаривания» бумаги и документов. А зачем вообще из новой, белоснежной бумаги делать старинные, пожелтевшие страницы? А вот зачем: старина была и всегда будет в моде. И, конечно же, сейчас в моде старинный, винтажный стиль.

«Состаренная» бумага отлично впишется в интерьер в старинном стиле. Стоит лишь изготовить и «состарить» таким образом несколько грамот, родословных и т.п. и развесить их в подходящих рамках. Они будут выглядеть весьма реалистично и уместно. А если поступить так же с несколькими книжками и дополнить ими интерьер?

Изделия, сделанные с использованием «состаренной» бумаги, выглядят очень стильно. Часто вы можете встретить бумагу, которая выглядит изрядно потрепанной, в скрап-работах. Также состаренная бумага широко используется в декупаже, скрапбукинге и других видах декоративно-прикладного искусства.

Состаренная бумага применяется для творчества, например, для винтажного подарка. Согласитесь, вот такой подарочный рождественский набор глинтвейна будет намного «богаче» смотреться с рецептом, написанным рукописным шрифтом, выведенным на состаренной бумаге с пожелтевшими, неровными краями.

Таким же образом можно состарить документы, газеты или книги. На состаренной бумаге можно писать пожелания, приглашения, рецепты, распечатывать карты, ведущие к старинным сокровищам, и т.п. Выглядят эти работы потрясающе. Так как состарить бумагу в домашних условиях?

Методы «состаривания» бумаги

Получить состаренную бумагу можно несколько способами.

  1. Дождаться, пока бумага придет в такое состояние естественным путем (при условии, что вы не очень торопитесь и в вашем распоряжении есть несколько десятков свободных лет).
  2. Купить старинные или «состаренные» листы (если у вас есть лишние деньги и специализированный магазин под боком).
  3. «Состарить» бумагу в домашних условиях. Именно об этом способе пойдет речь в сегодняшней статье.

А ведь придать антикварный («состаренный») вид письму, открытке, приглашению, рецепту и т.п. не так уж и сложно и в домашних условиях, не прибегая к использованию каких-то специальных сложных инструментов. Добиться такой «старины» можно несколькими способами.

При помощи кофе

Нам понадобятся:

  • три чайные ложки растворимого кофе (можно взять самый дешевый);
  • сама бумага (офисная, не слишком плотный картон или ватман);
  • свеча;
  • губка;
  • ножницы;
  • горячая вода;
  • широкая емкость.

Ничего сверхъестественного, все это можно найти в любом доме.

Подготовьте к работе бумагу, которую необходимо «состарить». Эмблему, рисунок или текст должен быть нанесен на нее ЛАЗЕРНЫМ принтером заранее, так как распечатать текст на уже состаренной бумаге сложно (краска плохо ложится). Распечатки лучше сделать с запасом, на случай, если испортим одну-две.

Разведите кофе в 250 мл. горячей воды и вылейте полученный раствор в широкую емкость. Остудите его, окуните лист бумаги на несколько минут (зависит от качества используемой бумаги) и просушите его.

После того как лист высохнет, капните на него несколькими каплями этого же раствора, для более яркого эффекта можно нанести на лист несколько гранул растворимого кофе и промокнуть их влажной тряпкой. Снова просушите лист.

Промокните бумагу раствором кофе еще раз. Затем подпалим края при помощи электрической плиты или свечи. Со свечой работаем аккуратно, стараемся не прожечь края, а лишь слегка подпалить их.

Когда бумага подсохнет и станет лишь слегка влажной, сложите ее пополам, а потом еще раз пополам. Сгибы сложенной вчетверо бумаги аккуратно пропускаем между режущими лезвиями ножниц, также можно воспользоваться пемзой. Если бумага все-таки немного порвется, не переживайте, это лишь придаст «возраста» нашему продукту.

Уже просохший лист можно процарапать иголочкой, а затем затереть эти места краем жженой бумаги (царапины проявятся и будут видны четче).

Вот что у нас получилось. Разве кто скажет, что совсем недавно это была распечатка на чисто-белой, идеально ровной офисной бумаге?

При помощи чая

Нам понадобятся:

  • три-четыре пакетика чая;
  • кипяток;
  • губка;
  • сама бумага.

Завариваем чайные пакетики в половине литра кипятка, оставляем настояться.

Вынимаем остывшие пакетики чая и при их помощи наносим чай на бумагу произвольным способом или как в случае с кофе помещаем лист с текстом в широкую посуду с чаем.

Можно для усиления эффекта потертости потереть лист пакетиком чая. После того как бумага полностью пропитается, просто уберите излишки жидкости губкой или бумажным полотенцем и отправьте лист на просушку в духовку (несколько минут при 200 °С ).

При помощи марганцовки

Марганцовку можно купить в любой аптеке, и стоит она недорого. К тому же этот препарат можно поискать и дома, он наверняка есть у садовода или в домашней аптечке.

Нам понадобятся:

  • марганцовка;
  • широкая посуда;
  • горячая вода.

Просто разведите небольшое количество кристалликов в ½ стакана холодной воды и тщательно размешайте до полного растворения кристалликов марганцовки.

Разбавляем этот раствор горячей водой и выливаем в кастрюльку.

Опускаем бумагу в горячий раствор, она моментально приобретает коричневый оттенок. «Состаривание» бумаги таким образом происходит очень быстро. Можно незамедлительно доставать покрашенную бумагу и отправлять на просушку (просто расстелите бумагу на ровной впитывающей поверхности — картоне, газете и т.п.). Используйте специальные щипчики или перчатки, чтобы попутно не покрасить кожу рук.

Вы бывший «плюшкин» и теперь у вас есть кипы старых газет, от которых нужно избавиться? Вас бросила подружка и теперь вы жаждете сделать что-нибудь творческое и деструктивное с ее любовными письмами? Вам просто хочется заняться чем-нибудь интересным в дождливый день? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, мы предлагаем вам сделать бумагу собственными руками. Все, что вам нужно для этого, пригодная для переработки бумага, вода, кастрюля, рама и сетка на окна и, может быть, блендер.

Шаги

Часть 1

Подготавливаем припасы

Часть 2

Смешиваем бумагу до однородной массы

Порвите бумагу на мелкие клочки. На это не надо тратить слишком много времени, но кусочки старайтесь делать поменьше. Достаточно порвать ее на несколько частей.

Вымочите бумагу в воде. Кусочки помельче положите в контейнер (миску или чашку) и залейте их водой. Пусть отмокают 30-45 минут.

  • Если хотите сделать цветную бумагу, отбирайте бумагу с наименьшим количеством темных чернил, сделайте бумажную массу побольше и примените жидкий пищевой краситель. Бумага, скорее всего, получится темная с одной стороны и яркой с другой. В зависимости от того, как вы собираетесь ее использовать, пригодиться может любая сторона, но яркая будет лучше, если вы собираетесь на ней писать.
  • Если вы хотите бумагу побелее, в бумажную массу можно добавить полчашки белого уксуса.
  • Сделайте бумажную массу. Теперь, когда бумага стала мокрой и более гибкой, можем делать из нее бумажную массу – плотную, вязкую, слегка водянистую субстанцию, которая в итоге превратится в лист бумаги. Вот два варианта:

    • Смешайте блендером. Бумагу порвите на мельчайшие кусочки и наполните блендер до половины. Залейте в блендер теплой воды. Сначала выставьте на медленный режим, потом увеличивайте скорость по мере того, как масса станет выглядеть гладкой и хорошо перемолотой – примерно 30-40 секунд, чтобы не осталось бумажных хлопьев.
    • Пюре из бумаги. Если у вас есть ступка и пестик (или что-то на них похожее, вроде конец скалки и прочная миска), вы можете размешать бумагу вручную. Берите небольшими порциями и доводите до консистенции жидкой овсянки.

    Часть 3

    Укладываем бумагу
    1. Заполните емкость наполовину водой. Она должна быть шире, чем рамка и примерно такой же формы.

      • Если вы выбрали метод рамки, емкость заполняйте водой и выкладывайте бумагу на рамку до того, как вы опустите ее в емкость.
      • Если вы выбрали метод кастрюли, рамку положите на дно емкости до того, как вы зальете туда воду и наполните емкость бумажной массой.
      • Выложите массу в емкость и помешайте. Количество добавляемой в воду массы определяет толщину будущей бумаги. Хотя вам нужен плотный слой массы, чтобы полностью закрыть сетку, не нужно превращать всю емкость в болото. Поэкспериментируйте немного. Толщина готового изделия может разниться от бумаги до картона, в зависимости от того, сколько воды добавляется в бумажную массу.

        Если есть большие комочки бумаги, уберите их. Лучше выбрать любые комочки, потому что чем глаже и мельче смесь, тем более однородным получится конечный продукт.

        Прихватите бумагу (на ваше усмотрение). Если бумага будет использоваться для канцелярских нужд, добавьте 2 чайных ложечки крахмала в бумажную массу и размешайте. Крахмал не даст чернилам въесться в волокна бумаги.

        • Если вы не добавляете крахмал, бумага будет очень легко впитывать, и чернила запросто могут просочиться насквозь. Если это случится, быстро окуните высушенную бумагу в смесь воды и желатина, и снова высушите.
      • Погрузите рамку в смесь (это только в случае метода рамки). Поместите деревянную рамку в бумажную массу, стороной с сеткой вниз, затем выровняйте, не вынимая из массы. Слегка подвигайте со стороны в сторону, пока масса на сетке не уляжется равномерно.

        Поднимите рамку из емкости. Медленно поднимайте рамку, пока она не покажется из воды. Дайте воде стечь над емкостью. Подождите, пока с массы не стечет большая часть воды, и вы увидите зарождающийся лист бумаги. Если лист вам покажется слишком плотным, снимите часть массы. Если слишком тонким, добавьте еще немного массы и снова потрясите ее, чтобы улеглась равномерно.

      • Уберите излишки воды с бумаги. После того, как вы извлекли рамку из емкости, вам нужно убрать излишек воды из бумажной массы. В зависимости от выбранного вам и метода, вы делаете это следующим образом:

        • Метод рамки: после того, как вода стекла (или почти стекла), аккуратно положите кусочек ткани (лучше всего войлок или фланель) или кусочек «Формайка» (гладкой стороной вниз) сверху «бумаги». Очень нежно надавите, чтобы выжать излишки воды. Надавливать лучше губкой, чтобы выдавить как можно больше воды, периодически ее отжимая.
        • Метод кастрюли: положите тканевое полотенце на ровную поверхность, положите на него сетку с бумагой на ней на половинку полотенца. Накройте сверху второй половинкой, чтобы закрыть бумагу. С помощью утюга, установив его на самый минимум, легко прогладьте по полотенцу. От бумаги будет подниматься пар.
  •