Чем обрабатывается алмаз. Как огранщики обрабатывают алмазы. Виды огранок бриллиантов

Приветствуем, друзья! Легендарная фраза из кинофильма «Жестокий романс» «Дорогой бриллиант дорогой и огранки требует» – истинная правда. И пусть в кино она имела метафорический смысл, мы сегодня докажем, насколько важен процесс огранки в создании самых великолепных экземпляров алмазного производства. Это финальный этап создания и обработки камня, от которого зависит, как он заиграет, раскроет всё своё великолепие и внутреннее свечение.

Только представьте: черный невзрачный кусок углерода в процессе обработки превращается в восхитительный граненый бриллиант. Остается только догадываться, сколько труда стоит за этим, какие усилия прилагает мастер. Огранка алмаза призвана отточить минерал настолько, чтобы его внутренний огонь и магия стали видны, заворожили и отдали владельцу всю свою притягательность. При этом важно не израсходовать изначальный материал больше нужного, сохранить его массу по максимуму.

Первые эксперименты в огранке

Если учесть при этом высочайшую плотность камня и ручную его обработку, можно предположить, что умелый огранщик в современном ювелирном деле ценится едва ли не больше самих бриллиантов.

Когда же человечество осознало, что ограненный алмаз выглядит намного интереснее и изящнее своего необработанного собрата? Историки отмечают первые попытки обработать камень еще во времена Средневековья. На неровном самоцвете методом шлифовки создавали плоскости, способные преломлять световые лучи. Сначала грани (другое их научное название – фацеты) наносились хаотично, но со временем обрели определенный порядок.

Одна из первых известных огранок – индийская, заключалась в создании восьмигранника из дикого камня. При этом у минерала имелась заостренная вершина, а сама природная форма практически не изменялась.

С появлением более совершенного оборудования, эксперименты в обработке алмаза стали еще более удачными, появились различные виды и формы.

Интересно знать! Бриллиант – это не только современное название драгоценного камня, но и самый популярный вид огранки алмаза. Связывают его появление с именем Марселя Толковски, который первым в 1919 году рассчитал порядок преломления лучей в алмазе и предложил использовать круглую форму и бриллиантовую огранку для лучшего раскрытия эстетики и внутренней силы камня.

Такой способ помогает свету проникнуть внутрь самоцвета через верхнюю площадку, преломиться там в нижних гранях и, превратившись в радугу, выйти наружу. Для человеческого глаза это выглядит как блеск и свечение, которые завораживают мгновенно. Именно за чарующую игру света мы и любим эти драгоценные камни.

Как ограняют алмазы

Когда вы видите конечный продукт, вы вряд ли задумываетесь над тем, как он производился и скольких трудов стоил своим создателям. Также и с бриллиантом. Пока вы не вникнете в тонкости процесса, не начнете ценить свои украшения, как следует.


Мы решили посвятить вас в святая святых и рассказать, как и чем делают те самые грани, превращающие неограненный камень в волшебный и желанный всеми бриллиант.

  • Кристалл раскалывают. Случается, что при рентгеновском излучении обнаруживаются дефекты внутри минерала, и тогда требуется их удалить.
  • На специальном станке алмаз обдирают, придавая ему углы и грани.
  • Собственно шлифовка происходит на железном полировальном круге. На него предварительно насыпают алмазный порошок, именно он помогает оттачивать камушек до почти идеального состояния. Получается, что алмаз «обрабатывает сам себя».
  • Полировка. Финальный этап придания бриллианту лоска.

Когда процесс уже налажен и мастер приспособился и наработал большой опыт, производство качественных, без дефектов, камней идет как по маслу. Если же опыта недостаточно, возможны ошибки, из-за которых бриллианты бракуют за несоответствие стандартам качества.

Например, чересчур большой купол ведет к неправильному отражению света. Он будет выходить наружу не через верх, а через нижнюю часть изделия. Несоразмерно большая высота тоже приводит к браку.

Если на крупный экземпляр нанести слишком большие грани, он не будет играть и преломлять лучи, из-за чего выглядеть будет тусклым и не бриллиантом вовсе.

Ну а когда на мелком камушке граней маловато, он больше будет походить на молочного цвета самоцвет, а не на легендарный и шикарный бриллиант. Одним словом, малейшая ошибка – и камень вместо прилавка фешенебельного ювелирного бутика оказывается в коробке с надписью «брак», а сам мастер, с большой вероятностью, остается без работы.

Перед огранкой важно учесть и природную форму камня, со всеми его дефектами. Чтобы свести к минимуму потери драгоценного исходника, лучше предварительно составить модель готового изделия на компьютере.

Ну что, способы обработки рассмотрели, пора и видами огранок полюбоваться. Заодно и примените сегодняшние знания на практике. Если у вас дома есть «сокровищница» с бриллиантами, открывайте и рассматривайте. Нет? Не беда. Это прекрасный повод наведаться в ювелирный с любимым человеком и удивить его своими знаниями в области драгоценностей!

Виды огранок бриллиантов

  1. Круглый . Тот самый легендарный, который изобрел Толковски, по сей день самый востребованный и универсальный. Однако есть у него и минус: очень уж много материала идет в расход, вернее, в отходы. Ведь чтобы достичь идеальной круглой формы, природный алмаз долго обтачивают и полируют, снимая с него «стружку».
  2. Принцесса . Узнать этот вид огранки можно по квадратной форме с острыми углами. Он не отличается таким же изяществом, как предыдущий, но потеря массы при его шлифовке минимальная. В ювелирном мире этот вид оценивается довольно высоко, но при покупке важно обратить внимание на уголки, они должны быть хорошо закреплены и не иметь дефектов, иначе камушек может выпасть из оправы и потеряться.
  3. Груша . Эта огранка настолько нежная, что подчеркнет хрупкость молоденьких своих хозяек, а зрелым дамам подарит свежесть и притягательность. Особенно хорошо смотрится этот вид в сережках и кулонах, а заключенный в перстень он зрительно удлинит пальчики рук.
  4. Маркиза . Мало кто знает, но по легенде этот вид изобрел король Луи 14-й для своей Маркизы де Помпадур. Вернее, бриллиант обрабатывали по его заказу. Он хотел, чтобы камень непременно повторил улыбку зазнобы и не прогадал. Удлиненная форма «лодочки» получилась настолько утонченной, что божественно смотрится на любой женской ручке, придавая ее аристократичность, а смой обладательнице украшения – шарм.
  5. Овал . Уже по названию ясно, какой формы сей алмаз. Он отлично вписывается не только в перстни, но и кулоны и серьги. Если вам посчастливится обладать целым гарнитуром с овальными бриллиантами, вы станете вдвое очаровательней, ведь овальные сережки сделают лицо более выразительным, а кулон ненавязчиво создаст акцент на красивом декольте.
  6. Сердце . Довольно молодой вид огранки, обожаемый романтиками и ценителями необычных эксклюзивных бриллиантов. Обычно эти камушки одинаковы и в длину, и в ширину, а технология их обработки очень многоэтапна и сложна. «Сердечные» алмазы поэтому и стоят дороже других, но эта красота по своему великолепию бесценна.
  7. Изумруд . Восьмиугольная огранка бриллианта, прямоугольного по форме. Есть мнение, что свет при этой огранке не столь разнообразно преломляется, зато вспышки и блики получаются более яркими. Этот вид не так распространен, как остальные, но, несомненно, заслуживает внимания и восхищения.
  8. Ашер . Имеет больше «ступенек», чем изумруд, и квадратную форму. За счет многоярусности эффект бликовости и игры света достигается невероятный. Вот за что ценят и любят эту огранку.

Наверняка, через пару лет изобретут еще множество новых разновидностей, ведь популярность бриллиантов растет. Люди хотят не просто роскоши, а грамотных вложений в свое будущее, а драгоценные камни для этого подходят как нельзя лучше.

Что ж, ждем новых изысканных экземпляров, о которых мы непременно сразу расскажем и покажем на фото. Уж если что и стоит внимания, так настоящие творения природы, заботливо преобразованные руками человека в вечные произведения искусства! До новых встреч, ценители украшений!

Команда ЛюбиКамни

Специальность огранщик алмазов очень ответственная и кропотливая. Работа с этим материалом требует высокого мастерства, ведь камень является одним из самых твердых в природе. В производстве бриллиантов используются новейшие технологии, инструменты и даже компьютерные программы, которые значительно уменьшают отходы исходного сырья. Бизнес, связанный с изготовлением драгоценных камней, можно назвать одним из наиболее прибыльных.

Чем обрабатывают и шлифуют алмазы

Поговорим о том, чем обрабатывают алмазы при изготовлении бриллиантов. Для этого подходит он сам, а точнее кусочки, которые откололись. При создании бриллиантов необходимы идеально ровные поверхности.

Предприятия оборудованы всем, что необходимо для обработки и шлифовки камня. Для распила алмаза нужны металлические диски, на которые нанесена алмазная пыль со смазкой. Но, есть и более усовершенствованный способ – лазер. А с помощью специального резца можно отколоть кусочек кристалла.

Компьютерная программа определяет, сколько может получиться ограненных драгоценных камней из исходного сырья.

Автоматическое оборудование, позволяет с высочайшей точностью делать пропорциональные грани алмаза. Есть и ручные варианты станков (к примеру, «Гран-1», ОАБ-4). Обычно в них входят рабочая поверхность и держатель для камня, который его фиксирует в нужном положении, с требуемым углом. Алмазные круги для огранки — это также одна из частей с которым соприкасается камень. Диск ограночный АИЦ 3П-202 подойдёт для вышеперечисленных станков. Он полирует и шлифует поверхности камня.

Есть такой вариант станка, как консольный малогабаритный (СМОК-3) для огранки камней. Его чаще всего используют для обучения мастера-специалиста. К нему подходят консольные ограночные диски.

Сложность этой профессии в том, что требуется очень высокое мастерство сотрудников. Специальность можно получить, лишь пройдя долгий путь стажера. После обучения нельзя сразу рассчитывать на самостоятельную деятельность.

Изучение внутренней структуры

Обработка алмазов начинается с изучения мастером внутренней структуры. Не всегда попадаются идеальные камни. В них могут быть посторонние включения и трещины. Если начать работать с ним, то это приведет к расколу. Нельзя допустить выбраковывание таких ценных материалов.

Все дефекты можно увидеть опытным взглядом при помощи увеличительного стекла. Производство по огранке алмазов не требует большой скорости работ. Обнаружение недостатков — процесс кропотливый и длится не один день. Все зависит от размеров камня и его ценности.

Чтобы разглядеть все максимально точно, нужно чтобы стороны были прозрачными. Если случается так, что у части камня матовая поверхность, то ее шлифуют для оценки внутренней структуры. Иногда может потребоваться расколоть камень, ведь не каждое ювелирное украшение требует крупных бриллиантов.

Раскол или распил

Первые шаги в обработке алмазов — раскол сырья, который заключается в том, чтобы убрать имеющиеся дефекты и постараться минимизировать отходы. Иногда из одного большого экземпляра можно получить несколько поменьше, что зачастую гораздо удобнее и качественнее.

Для раскола (распила) используют алмазную пилу (диск с алмазным напылением). Данное устройство имеет скорость вращения в 10 тысяч оборотов в минуту. Медленно, но верно, алмаз делят на части. Процесс длится от одного до нескольких часов (к примеру, на камень в один карат уходит до 8 часов).

Более современным и надежным способом распила камня стал лазер. У него масса преимуществ:

  • точность работ очень высокая;
  • все проходит под контролем мастера;
  • процесс занимает гораздо меньше времени – от 5 до 30 минут (смотря какой размер у камня);
  • экономия сырья за счет уменьшения отходов.

Последний пункт появился благодаря тому, что лазер очень тонкий – его толщина 2 микрона. Именно поэтому отходы минимальны.

Грани шлифуются

После прохождения распила, алмазы готовят к этапу огранки, где его фиксируют клеем. Однако этому предшествует обдирка (обточка) камня. При этом ему уже придается нужная форма, напоминающая бриллиант.

Шлифуют алмазы аналогичным камнем. Для этого используют специальный металлический круг, который вращается в горизонтальной плоскости (2-3 тысячи оборотов в минуту). Его поверхность состоит из алмазного порошка и масла. Каждый камень закрепляют в цангу, где его положение меняют, чтобы сделать нужное количество граней при соприкосновении с кругом.

В профессии огранщика сложность в том, то нужно вручную контролировать расположение граней. Это делается с помощью лупы. В данном процессе может теряться 50-60% материала, но при этом придается симметричная форма камня.

Шлифованную поверхность делают при помощи того же круга, на котором есть дополнительная полоса с алмазной пылью. Такая полировка улучшает качество огранки, убирая следы шлифовки фасетов. Каждый этап работы ведет к изысканной игре света, присущей настоящему бриллианту.

Без обработки минерал особой ценностью не обладает, и просят за него не более сотни долларов. Зато бриллиант, изготовленный из алмаза, стоит в 4-10 раз выше.

На стоимость также влияет вид огранки, которая бывает:

  • круглой;
  • фантазийной.

Продолговатый до обработки алмаз приобретает формы, которые называются:

  • маркиз;
  • капля/груша;
  • овал;
  • сердце.

Камни, чей натуральный вид имел почти идеальные очертания, получает одну из следующих форм:

  • изумруд;
  • ашер;
  • радиант;
  • принцесса.

Обработка алмазов в круглые бриллианты является трудоемким процессом, требующим строжайшего соблюдения пропорций. Это обуславливает высокую стоимость круглого изделия.

Как алмазы становятся бриллиантами

Обрабатываемые самоцветы изначально должны иметь хорошие размеры. Будущий бриллиант, то есть алмаз без огранки, весит на 40-60% больше, чем после окончания работ по его созданию.

Люди давно научились работать с драгоценными камнями, но упрямый кристалл поддался им лишь в XV веке. Обработка алмазов во все времена была кропотливым делом, требующим прохождения нескольких этапов, во время которых были испробованы многочисленные способы работ.

Алмаз неограненный:

  • шлифовался трением одного камня о другой;
  • молотом превращался в крошку, используемую для покрытия металлических дисков;
  • распиливался;
  • приобретал грани и плоскости в определенном количестве.

Методы обработки алмазов

Вопрос о том, как делают бриллианты, имеет два ответа: вручную и при помощи лазера.

Как из алмаза делают бриллиант вручную:

  1. Раскалывание. По линиям, которые были сделаны специалистом при осмотре, на помещенном в держатель камне таким же минералом делаются небольшие надрезы. После происходит раскол ударом.
  2. Распиливание. На этом этапе камень крепят при помощи известняка или гипса к медной головке, которую зажимают в специальном режущем инструменте. Для распила используется тоненький диск, смазанный маслом, смешанным с алмазным порошком. Скорость процесса составляет примерно 1 мм/час.
  3. Придание округлости. Минерал становится круглым, что делает его похожим на бриллиант. Обработка проводится при помощи другого камня.
  4. Кристалл фиксируется в захвате машины для шлифования, квадранте, так, чтобы получился точный угол по отношению к шлифовальному диску для нанесения фацет. Диски, обычно стальные, смазываются специальной пастой или маслом, смешанным с алмазным порошком.

Технологии постоянно совершенствуются, на смену старым приходят новые. Поэтому некоторые алмазы становятся ограненными благодаря лазеру.

При выборе этого способа каждый этап формирования будущего бриллианта происходит с использованием лазерных установок. Кристалл, причисленный к разряду ювелирных, оценивается специалистом, определяющим метод обработки. Нанесение линий распила происходит при помощи лазера. Затем наступаете черед разрезания и огранки, естественно, лазером.

Лазерная обработка позволяет придавать камням нужные формы без учета их направления при закреплении. Отрицательным моментом становится значительные потери алмазной массы, чего не происходит при обработке вручную.

Несмотря на попытку облегчить работу с драгоценными камнями, создать из них шедевр сможет лишь талантливый мастер и только собственноручно. Обычно с одним камнем работает сразу несколько человек. Каждый из них занимается определенным этапом, а над приданием формы алмазу трудятся вдвоем.

О подделках

Попытки создать искусственный алмаз начались в 1797 году, но увенчались они успехом лишь в 1956. За десятилетия технологии настолько усовершенствовались, что отличить искусственный камень от оригинального бывает непросто. Некоторые имитации бриллиантов выполнены настолько великолепно, что отыскать отличия между ними и подлинником могут лишь те, кто знает, как выглядит настоящий бриллиант.

Наиболее распространенная «подделка» называется . Вторым камнем, имитирующим кристалл природного происхождения, является муассанит, отличить который может лишь тот, кто знает, как проверить его подлинность. Третий вариант - asha. Сияние ему придает слой углеродных атомов, то есть то, из чего состоит настоящий камень, что делает определение «на глаз» трудновыполнимой задачей.

Выращивание искусственных алмазов с использованием высоких температур и давления, изобретенное в 1950 годах, позволяет получить практически натуральные кристаллы. Это объясняется тем, что природные камни появляются в схожих условиях, но в течение более длительного периода.

Камешки, не успевшие пройти полный цикл роста при попадании на земную поверхность, требуют дополнительного воздействия температур и давления в лабораторных условиях. Это позволяет им стать полноценными алмазами, чуточку «доработанными» человеком. После дополнительных процедур они становятся полностью готовыми к превращению в бриллиант.

Проверка подлинности

Порой возникает вопрос о том, как проверить алмаз на подлинность. Ведь его высокая стоимость является отличным поводом создания подделок и разнообразных имитаций, выдаваемых за настоящий кристалл. Сделать это можно с помощью специалиста или самостоятельно, в домашних условиях.

Как определить подлинность алмаза:

  • По рудинисту - узкой границе, делящей ограненный кристалл на верхнюю и нижнюю части. Она должна быть матовой. Прозрачность говорит об искусственном происхождении.
  • Твердость. Настоящий алмаз оставляет на стеклянных поверхностях следы. Другие минералы, такие как сапфиры и рубины, он также царапает. Исключением в данном методе является лишь муассанит, имеющий аналогичную бриллианту твердость.
  • Блеск и преломление света. Настоящий бриллиант блестит, но не настолько сильно, как муассанит. От фианта и циркона натуральный кристалл отличается показателем преломления света: положив камни на печатный текст, например, страницу книги, увидеть буквы сквозь подлинник не получится.
  • Дефекты и включения. Они есть в настоящих камнях и отсутствуют в подделках, но это ни в коем случае не трещины на поверхности, царапины или сколы.
  • Рассеивание света и ультрафиолет. Луч света, направленный сквозь подделку, останется таким же интенсивным. Настоящий бриллиант светится в ультрафиолете.
  • Рисунок маркером. Линия, нарисованная фломастером или маркером по поверхности драгоценного камня, будет четкой и ровной, тогда как на подделке − расплывчатой.
  • Воздействие кислот. Опущенный в кислотный раствор настоящий бриллиант перенесет испытание с достоинством, выйдя из него невредимым.
  • Нестираемость. Настоящий камень сложно стереть, потому придется осмотреть грани камешка, вызвавшего сомнения. Если они сглажены и кажутся стертыми - это подделка.

Алмаз справедливо заслуживает звания уникального и незаменимого в промышленности камня. В разные времена он использовался с разнообразными целями, но, лишь получив ювелирный интерес, стал по-настоящему дорогим. Его стоимость зависит от способа обработки, формы и переменчивости моды, но спрос всегда остается высоким и вряд ли когда-то изменится.

В процессе обработки алмаза огранщики преследуют единственную цель - сэкономить алмазное сырье и по возможности удалить часть природных включений камня. Процесс огранки - очень сложный в технологическом плане, он состоит из нескольких операций. Заключительным этапом становится шлифовка и полировка, о которых и пойдет речь далее.

После распиловки и придания заготовке нужных очертаний приступают к шлифованию. Облагородить поверхность самого твердого минерала можно только с помощью другого такого же алмаза. Это связано с тем, что камень имеет разную твердость на разных участках поверхности. На этих различиях и "играют" огранщики - они используют алмазный порошок, в котором наряду менее твердым частицами встречаются и более твердые. Ими-то и можно отшлифовать кристалл.

Процесс шлифования на гранильном предприятии выглядит так: шлифовальный станок, который представляет собой небольшой стальной круг диаметром в 30 сантиметров, покрывается алмазной крошкой. Далее при помощи клещей алмазы крепко зажимаются и подносятся к алмазному диску, который крутится с огромной скоростью - 2000-3000 оборотов в минуту.

Процесс шлифования огранщик оценивает на глаз, не особо полагаясь на показания приборов. Как показывает практика, такой подход наиболее результативен в плане качества. Издержки алмазного сырья очень велики - при круглой огранке потери достигают 50-60%. Впрочем, отходы тоже идут в дело - алмазная крошка потом используется для шлифовки.

После шлифовки наступает стадия полирования, которой алмазы подвергаются на том же стальном круге. Разница лишь в величине зерна алмазного абразива - для полировки используется очень мелкий алмазный порошок, который крепится к стальному крусу посредством льняного масло. Как правило, на шлифовальном диске находятся сразу несколько полос с алмазным порошком различной величины (так называемая алмазная паста).

С ее помощью поверхность граней бриллианта становится зеркально ровной и гладкой, что очень важно для светопреломляющих свойств камня. Бриллиант хорошей огранки имеет высокий коэффициент отражения света, вот почему так важно достичь идеальных пропорций.

Завершает огранку процесс промывки, в ходе которого с поверхности бриллиантов счищается производственная грязь и масло, попавшее на камни при соприкосновении с алмазной пастой. Грязь и масло удаляются с помощью водного раствора серной кислоты, спирта и азотно-кислого калия. Бриллианты подвергают кипячению в этом растворе, потом моют в дистиллированной воде и обтирают спиртом. После этих процедур бриллианты обретают заветный блеск и отправляются на оценку, где опытные эксперты определяют их вес, цвет, дефектность, качество огранки, сортируют по размерно-весовым группам в соответствии с российской или международной классификацией


У многих алмазов уже от самой природы есть совершенные формы и оптические свойства, однако первоначальный вид камня никак не может открыть всю красоту бриллианта. Несовершенные грани у камней больших размеров, поскольку в маленьких алмазов часто встречаются вполне приличные грани. Часто кристаллы имеют мелкие повреждения, которые заметны и портят общий вид камня. Иногда кристаллы получают повреждения в результате добычи. Работа над формой алмаза - это первая стадия обработки, вторая стадия - изготовление специальной оправы для бриллианта.

Часто именно камень подстраивают под оправу, и определяет его форму. Обрабатывать камни начали с давних времен, правда, тогда это имело слишком примитивный уровень и все сводилось к шлифовке. Поэтому камень не полностью открывал свои оптические свойства, и заметными оставались внешние признаки. Обычно в древние времена драгоценные камни использовали для кулонов. Иногда ювелиры занимались обработкой камней для первосвященников, тогда камень должен иметь определенные характеристики, цветовую гамму, а уже оправа подгонялась под него.

Среди всех способов огранки является древний, которым пользуются и до нашего времени - "кабошон". Его используют в России, США, Канаде, Мексике, Кубе, Доминикане, Бразилии, государствах Европы и Евросоюза (Болгарии, Великобритании, Испании, Германии, Греции, Италии, Польши, Франции, Хорватии, Чехии, Черногории, Австрии и Швейцарии), а также в странах Азии (Австралии, Индии, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Ирана, Китая), Израиля, странах Африки (Туниса, Египта, Ливии), государствах Кавказского региона (Южной Осетии, Абхазии, Армении, Азербайджана, Грузии), Турции, странах Балтийского региона (Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии), странах бывшего СССР (Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана), регионах России (Москвы, Санкт-Петербурга, Дагестана РФ, Ингушетии, Чечни РФ, Северной Осетия).

Такой метод позволяет предоставлять камням круглую форму. Подобным способом обработки пользовались еще во времена Древнего Рима. Так сложилось, что методом "кабошон" обрабатывали изумруды, гранаты, сапфиры и рубины. Наиболее часто обрабатывали темно-красный гранат и поэтому со временем именно этот камень стали называть кабошон, очень часто его использовали для брошей. В древности и до 15-го века многие из людей считали, что обрабатывать алмазы вообще нельзя, поскольку они имеют слишком жесткую форму, поэтому из камней только удаляли слой смолы. Такое покрытие имели камни из Индии.

Позже изобрели другой способ шлифовки алмазов - с помощью металлических дисков. Первоначально считалось, что автором изобретения был Луи де Беркан, позже Анри Полак опроверг этот факт. Поэтому возникло предположение, что метод изобрели в Индии. Конечно, индийские мастера мало догадывались о том, что таким методом шлифования они открывают оптические свойства алмаза. Методы шлифовки развивались очень медленно и на 16-й век ювелирам были известны только две формы огранки - наконечник и таблица. С первым видом мастерам было намного легче, чем со вторым, поскольку здесь только нужно было усовершенствовать природные формы камня. Что касается второго метода, то первое, что было нужно - это камни должны иметь большие размеры. Иногда для такой работы использовали пилу.

Следующий метод обработки бриллиантов изобрел кардинал Мазарини, по крайней мере, ему приписывают это изобретение, хотя существуют гипотезы, что метод впервые появился в Индии - огранка розой. Этот метод используют только для обработки алмазов небольших размеров. Всего есть шесть вариантов такой огранки: голландская роза, полуголландская роза, антверпенская роза, двойная голландская роза, треугольная роза, бриолет.

Следующий метод - огранка бриллиантовая - предполагают, что изобрели в 17-в веке в Венеции. Камни, которые проходят этот вид огранки, имеют 32 грани. Такой вид огранки имеет ощутимые преимущества перед другими, поэтому часто камни, которые обрабатывали методом розы, отдавали еще раз бриллиантовой огранки. Еще один вид огранки алмазов - видоизмененная форма. Этот метод оптимален, в том случае, когда требуется максимально сохранить вес камня и при этом никоим образом не нарушить оптического эффекта, часто такой вид обработки называют "звезда Кера". Этот метод изобрели в США, и там приобрел большой популярности, благодаря тому, что бриллианты отмечались необычной игрой света, камень менял свой вид при каждом движении. Кроме того, в начале прошлого века в США изобрели еще один вид огранки, который назвали в честь 60-летия королевы Виктории - "юбилейный". Часто для цветных бриллиантов используют огранку «лестница». Поэтому структура обработанного алмаза состоит из таблички и нескольких рядов граней.

Такой метод используется для того, чтобы в полной мере показать внутреннюю красоту камня. При этом, если камень темного оттенка, то его размеры значительно уменьшают, чтобы поток света не исчезал полностью, и наоборот, если камень прозрачный, то в таком случае его высота должна быть большой, чтобы свет максимально проявлялось. В последнее время бриллианты высокого качества обрабатывают так называемой изумрудной огранкой - в этом случае все пропорции должны быть.

Смешанная огранка - это огранка ступеньками добавлена к огранке бриллиантовой. Относительно эффекта света - он слишком слаб, хотя внешний вид значительно улучшается. Количество граней зависит от запросов заказчика. Привлекательным видом огранки этого метода есть французская огранка. В этом случае эффект света бывает разным, для примера можно привести рубин и сапфир, на самом деле это один минерал - просто это его разновидности. Относительно эффекта света, то через рубин проходит красный луч, а через сапфир - синий, а затем в этих камней различные оптические свойства.

В 1961-м году начинают использовать профильную огранку. При обработке этим методом с помощью специальной пилы алмазы разрезают на пластины, толщина которых составляет 1,5 мм. Затем эти пластины подвергают обработке - верхнюю сторону полируют, а нижнюю сторону покрывают специальными бороздками. Обычно такие пластины отмечаются своими уникальными формами и с них ювелиры изготавливают разнообразные украшения нестандартной формы, первоначальное название огранки - "принцесса". Сегодня люди тратят на бриллианты деньги во всех странах: австралийский доллар, белорусский рубль, британский фунт, европейская валюта, казахстанский тенге, канадский доллар, китайский юань, литовский лит, новозеландский доллар, российский рубль, сингапурский доллар, украинская гривна, швейцарский франк, японская иена, американский доллар и другие.